|
|
Директора
Санкт-Петербургской
консерватории
|
|
АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ
РУБИНШТЕЙН
Основатель Санкт-Петербургской
консерватории (1862), ее
директор и профессор
(1862–1867 и
1887–1891).
Благодаря блестящему
организаторскому таланту
Рубинштейна – величайшего
пианиста 2-й половины XIX века – Консерватория с первых дней
основания начала интенсивную
работу. Именам первых ее
выпускников суждено было
остаться в истории мировой
музыки. «Петровым делом»
назвал Б.В. Асафьев
учреждение Петербургской
консерватории.
|
|
|
|
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
ЗАРЕМБА
Директор Консерватории в
1867–1871 гг.
Композитор, профессор по
классу теории композиции в
1862–1871 гг. У него учился
П.И. Чайковский.
Разработанная Зарембой
подробная «Инструкция для
С.-Петербургской
консерватории» длительное
время служила организационной
основой ее работы.
|
|
|
МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ
АЗАНЧЕВСКИЙ
Директор Консерватории в
1871–1876 гг.
Музыкальный деятель,
композитор, библиофил. Собрал
замечательную музыкальную
библиотеку, которую принес в
дар Консерватории. «Все
учащиеся его очень любили как
доброго и отзывчивого на их
нужды человека», –
писал
М.М. Ипполитов-Иванов. |
|
|
КАРЛ ЮЛЬЕВИЧ
ДАВЫДОВ
Директор Консерватории в
1876–1887 гг.
Талантливейший
виолончелист-виртуоз, отличный
дирижер, незаурядный
композитор, крупнейший педагог
К.Ю. Давыдов много сил и
энергии отдал Консерватории,
профессором которой по классу
виолончели он был с первого же
года ее существования.
Воспитал плеяду первоклассных
виолончелистов, среди его
учеников –
А.В. Вержбилович.
|
|
|
ЮЛИЙ ИВАНОВИЧ
ИОГАНСЕН
Директор Консерватории в
1891–1897 гг.
Преподавал в Консерватории
теорию композиции, среди его
учеников
–
А.К. Лядов. Созданный им
учебник контрапункта –
значительный труд в русской
музыкально-теоретической
литературе. Во время его
директорства, в 1896 г.,
состоялся переезд
Консерватории в новое здание
(здание
бывш. Большого театра,
перестроенное арх.
В.В. Николя), занимаемое ею и в
наши дни.
|
|
|
АВГУСТ РУДОЛЬФОВИЧ
БЕРНГАРД
Директор Консерватории в
1897–1905 гг.
Музыкальный теоретик-педагог.
Перевел на немецкий язык
либретто многих русских опер и
тексты романсов. Во время
революционных событий 1905 г.
вступил в конфликт с передовой
частью профессуры
Консерватории и был вынужден
уйти в отставку.
|
|
|
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
ГЛАЗУНОВ
Директор (ректор)
Санкт-Петербургской
(Петроградской, Ленинградской)
консерватории в
1905–1928 гг.
Эпоха Глазунова, великого
русского композитора,
дирижера,
музыкально-общественного
деятеля занимает особое место
в истории Петербургской
консерватории. Никто, кроме
А.Г. Рубинштейна, не
сделал для Консерватории
больше, чем он. Консерватория
хранит память о
А.К. Глазунове как о
великом музыканте и выдающемся
директоре. Его рабочий кабинет
остается неизменным с тех пор,
как композитор навсегда
покинул стены
Консерватории. |
|
|
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ
МАШИРОВ
Директор Консерватории в
1930–1933 гг.
Впервые Консерваторию
возглавил не музыкант, а
крупный партийный работник.
Как пролетарский поэт
печатался под псевдонимом
Самобытник. На его стихи было
написано более 50
революционных песен. К этому
периоду относится организация
в Консерватории рабфака,
хорового отделения при оперной
студии, рабочего музыкального
университета.
|
|
|
В.С. БУХШТЕЙН
Директор Консерватории в
1935–1936 гг. |
|
|
БОРИС ИВАНОВИЧ
ЗАГУРСКИЙ
Директор Консерватории в
1936–1939 гг.
Занял этот пост после
многолетней работы в
студенческих общественных
организациях Консерватории
(возглавлял студенческий и
профсоюзный комитеты, входил в
академическую комиссию). В
период его директорства
отмечалось 75-летие
Консерватории; 21 февраля 1938
года она была награждена
орденом Ленина. Ордена и
медали получили ведущие
профессора и работники
Консерватории.
|
|
|
ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
СЕРЕБРЯКОВ
Ректор Консерватории в
1939–1952 и в
1962–1977 гг.
Выдающийся советский пианист,
«подлинный крупный
пианистический талант большой
яркости и широкого
художественного охвата»
(А. Оссовский)
. Он был не
только продолжателем школы
Л. Николаева, педагогом,
воспитавшим несколько
поколений музыкантов, но и
рачительным хозяином, искренне
любящим вверенную ему
Консерваторию.
|
|
|
АНТОНИНА ФЕДОРОВНА
ЛЕБЕДЕВА
Исполняла обязанности
директора с сентября 1941 г.
Выпускница режиссерского
отделения Консерватории. На
протяжении всей зимы,
труднейшего периода блокады,
находилась на своем посту. «Во
время воздушных тревог и
бомбардировок появлялась на
самых опасных участках, личным
примером воодушевляя бойцов
охраны. Неимоверное напряжение
подорвало ее здоровье… Умерла
в больнице 1 апреля 1944 г.»
(из воспоминаний
Г.Ф. Фесечко).
|
|
|
ГРИГОРИЙ ФЕДОРОВИЧ
ФЕСЕЧКО
Исполнял обязанности директора
Консерватории в блокадном
Ленинграде в
1943–1944 гг.
Выпускник
инструкторско-педагогического
факультета.
При нем возобновились занятия,
оживилась концертная жизнь,
частично шли восстановительные
работы в разрушенном здании.
28 сентября 1944 г. обе
«части» коллектива
Консерватории
воссоединились.
|
|
|
ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
БРЮШКОВ
Директор Консерватории в
1952–1962 гг.
Период его директорства
частично пришелся на время
«оттепели». Это во многом
определило благодатную
творческую атмосферу. Окончив
Московскую консерваторию у
К. Игумнова, он в течение
нескольких лет возглавлял
фортепианную кафедру.
|
|
|
ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ
БОЛЬШИЯНОВ
Ректор Консерватории в
1977–1979 гг.
Выпускник оркестрового
факультета Консерватории;
педагог Консерватории по
классу трубы с 1951
г.;
профессор
Консерватории с 1973
г. |
|
|
ВЛАДИСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ЧЕРНУШЕНКО
Ректор Консерватории в
1979–2002 гг.
Художественный
руководитель
Санкт-Петербургской
академической Капеллы им. М.И.
Глинки с 1974 г.; заслуженный
деятель искусств РСФСР (1978);
лауреат
Государственной премии
РСФСР (1981);
народный артист РСФСР (1986);
профессор (1987); лауреат
премии Совета профсоюзов
(1989); народный артист СССР
(1991); лауреат
Государственной премии
Российской Федерации в области
музыкального искусства (1994);
Орден Дружбы
(1996);
лауреат премии
Академии Искусств Франции за
вклад в искусство
(1999). |
|
|