ВЫСТАВКИ

1998 год

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты

В 1998 г. совместно с Лондонским симфоническим оркестром была организована выставка «Мир Римского-Корсакова» в Лондоне в рамках международного фестиваля, посвященного выдающемуся русскому композитору. Были представлены копии рукописных и печатных материалов по фондам НМБ и других организаций.

2004 год

 

23 ноября 2004 года в читальном зале НМБ консерватории открылась фотовыставка «ВЗГЛЯД ВНИЗ ВЗГЛЯД ВВЕРХ». На выставке представлены работы Георгия Маркова

 
 

15 ноября 2004 года открылась выставка «Антон Григорьевич Рубинштейн: Документы и материалы из фондов Научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории» к 175-летию со дня рождения Антона Григорьевича Рубинштейна Выставка подготовлена сотрудниками Справочно-библиографического отдела

 
 

27 мая 2004 года открылась выставка «Михаил Иванович Глинка и его время», посвященная 200-летию со дня рождения композитора

 
 

17 марта 2004 года открылась выставка «Рукописное наследие Н. А. Римского-Корсакова. Материалы и Документы в фондах Петербургской консерватории» К 160-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова Выставка подготовлена сотрудниками Отдела рукописей

 
 

23 января 2004 года открылась выставка «К 60-летию снятия блокады Ленинградская консерватория. 1941-1944: Материалы и документы из фондов Библиотеки и музея» Выставка подготовлена сотрудниками Справочно-библиографического отдела

 
 

6 января 2004 г. открылась выставка «И.А. МУСИН. К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ» Выставка подготовлена сотрудниками Справочно-библиографического отдела. Предлагаем Вашему вниманию краткий хронограф жизни и деятельности И.А. Мусина

 
 

К юбилейным торжествам по случаю 140-летия Петербургской консерватории подготовлена уникальная экспозиция «Санкт-Петербургская консерватория. 1862 - 2002»

2005 год

 

5 декабря 2005 года открылась выставка, посвященная столетию Виктора Владимировича Волошинова по материалам семейного архива Волошиновых и фондов Научной музыкальной библиотеки Консерватории. Предлагаем Вашему вниманию краткий хронограф жизни и деятельности В.В. Волошинова

 
 

5 октября 2005 года в рамках пятой Международной недели консерваторий, Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова открывает выставку, посвященную Александру Глазунову.

 
   

13 мая 2005 года открыта выставка «О жизни и деятельности военных дирижеров – выпускников военно-морского факультета при Ленинградской государственной ордена Ленина консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова»

 
   

9 мая 2005 года открыта выставка «Ленинградская консерватория.1941-1945. Документы военных лет из фондов Библиотеки, Архива, Музея истории Санкт-Петербургской консерватории и частных собраний»

 
   

18 апреля 2005 года открыта выставка «Усадьба Н. А. Римского Корсакова в Любенске в фотографиях 1907 – 1918 годов»

 
   

7 апреля 2005 года открылась выставка «X Чтения Рукописного отдела»

 
   

31 марта 2005 года открылась выставка «Прощание с органом» Выставка подготовлена сотрудниками Справочно-библиографического отдела

2006 год

   

«Д. Д.Шостакович: Материалы и документы из фондов Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, Архива, Музея истории Санкт-Петербургской консерватории» (223 док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. Сентябрь-октябрь 2006

В экспозиции представлены нотные рукописи, письма, фотографии, программы, издания произведений Д.Д.Шостаковича из фондов Научной музыкальной библиотеки, Архива, Музея истории Петербургской консерватории, Центрального государственного архива литературы и искусства, Российского Института истории искусств, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов и частных собраний. Многие документы экспонируются впервые. На открытии 7-й Международной недели консерваторий демонстрировалась видеокомпозиция «Дмитрий Шостакович», созданная сотрудниками информационно-библиографического отдела по материалам Библиотеки.

 
   

«Л. А. Баренбойм. К 100-летию со дня рождения» (44 док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. 2006

Организаторы: Кафедра музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории, Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории 18 (31) января 1906 – родился в Одессе.
1925 – окончил Одесскую консерваторию по классам Г. М. Бибер (фортепиано) и В. А. Золотарёва (композиция).
1930 – окончил Московскую консерваторию по классу Ф.М. Блуменфельда (фортепиано).
с 1933 – старший научный сотрудник Научно-исследовательского музыкального института при Московской консерватории.
1931-1939 – доцент Московской консерватории (классы фортепиано и методики преподавания).
1939 – 1978 – преподавал историю и теорию пианизма и методику обучения игре на фортепиано в Ленинградской консерватории.
1940 – защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидат искусствоведения – «Воспитание музыканта-исполнителя в свете проблем, поставленных системой Станиславского».
1956 – защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения – «А. Г. Рубинштейн. Жизнь, артистический путь, творчество и музыкально-общественная деятельность с 1829 по 1867 годы».
1958 – профессор по курсам теории пианизма и методики игры на фортепиано.
1967-1973 – заведующий Кафедрой истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики.
1973-1978 – профессор-консультант Ленинградской консерватории.
1985 – скончался в Ленинграде.

 
   

«Кафедре музыкальной критики -30 лет. Из фондов Научной музыкальной библиотеки и личных архивов» (95 док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. Декабрь 2006
Организаторы: Кафедра музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории, Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории

2007 год

   

«Ф. М. Козлов. К 80-летию со дня рождения. Из фондов Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории и личного архива К. В. Изотовой» (46док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. Октябрь 2007
Среди многих имен творческих людей, которыми богат Санкт-Петербург, имя Федора Михайловича Козлова занимает особое место. Его помнят и любят не только как выдающегося музыканта и педагога, но и как замечательного человека.
Ф. М. Козлов родился 20 мая 1927 года в городе Сычевка Смоленской области. Вскоре семья переехала в Ленинград, где мальчик поступил в Хоровое училище. После эвакуации он продолжил обучение в Московском хоровом училище, в классе А. В. Свешникова, в Московской и затем в Ленинградской консерватории в классе Г. А. Дмитриевского.
Еще будучи студентом, Ф. М. Козлов начал преподавать в Хоровом училище. Впоследствии он на протяжении 40 лет являлся художественным руководителем хора мальчиков. По окончании консерватории в 1951 году Федор Михайлович начал работать хормейстером в Ленинградской певческой капелле и в 1967 году стал ее художественным руководителем.
Он также руководил объединенным хором рабочей молодежи.
С этим коллективом Ф. М. Козлов гастролировал по городам СССР и Европы, став одним из первых советских дирижеров – участников международных хоровых фестивалей.
Еще одно важное направление творческой биографии Ф. М. Козлова – работа в Хоре ветеранов Великой Отечественной войны окружного Дома офицеров им. С. М. Кирова, которой дирижер посвятил 25 лет своей жизни. С 2004 года этот коллектив носит имя
Ф. М. Козлова. В 1975 году Ф. М. Козлов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
С 1989 года он преподавал в Ленинградской - Петербургской консерватории, в 1997-году стал профессором. Это был талантливый педагог, ценивший таланты и помогавший им раскрыться.
Федор Михайлович блестяще играл на рояле, сочинял патриотические песни, делал обработки романсов и песен, которые сегодня входят в репертуар практически всех хоровых коллективов.

 
   

«Материалы М. И. Глинки в СПб консерватории: К 150-летию со дня смерти и захоронения)» (61 док.)
Малый зал. Февраль 2007

 
   

«Герман Окунев: Материалы из семейного архива и фондов Санкт-Петербургской консерватории» (70 док.)
Малый зал. Апрель 2007

 
   

«Нотные издания XVIII-XX в. в собрании Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории. К 145-летию со дня основания СПбГК» (198 док.)
Малый зал. Сентябрь 2007

 
   

«Игорь Стравинский: К 125-летию со дня рождения: Материалы и документы из фондов Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории» (80 док.)
Малый зал. Сентябрь 2007

 
   

«Памяти Г. К. Абрамовского: Документы и материалы из фондов НМБ и семейного архива» (88 док.)
Малый зал. Декабрь 2007
Георгий Константинович Абрамовский
Родился в Воронеже 2 ноября 1929 г. С 1930 года жил в Ленинграде.
Занимался музыкой во Дворце пионеров. С семи лет был частным учеником проф. А. А. Розановой по классу фортепиано.
Во время блокады Ленинграда находился в осажденном городе.
В 1946 г. окончил в музыкальную школу-семилетку при ЛОЛГК, а в 1949 г. - музыкальное училище при ЛОЛГК (учился у В. Л. Михелис, Д. А. Логовинского).
В этом же году поступил в ЛОЛГК на теоретико-композиторский и фортепианный факультеты.
В 1954 г. окончил Ленинградскую консерваторию по специальности «Музыковедение», в 1957 г. - аспирантуру при ЛОЛГК.
С 1955 г. работал в Ленинградской консерватории.
В 1958-1961 г.г. – преподавал в Музыкально-педагогическом училище.
В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию «Творчество Д.Б. Кабалевского в послевоенный период (1945-1960)» под руководством М. С. Друскина.
В 1970 г. присвоено ученое звание доцента.
В 1980-х гг. – заместитель председателя правления вузовской организации общества «Знание». Г. К. Абрамовским было прочитано более 100 лекций, организованных Консерваторией, Ленконцертом, обществом «Знание» в Ленинграде и других городах.
В 1982 г. - стажировался в Московской консерватории.
В 1983г. – избран на должность профессора кафедры истории русской музыки ЛОЛГК.
В 1998 г. получил почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ»
25 октября 1999 г. защитил диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения «Оперное творчество А. Н. Серова».
Среди публикаций Г. К. Абрамовского – более 30 научных работ по проблемам истории русской музыки: в т.ч. посвященных творчеству А. Н. Верстовского, А. Н. Серова, А. К. Глазунова, Д. Б. Кабалевского, С. М. Слонимского и др. Г. К. Абрамовский вел лекционные семинарские занятия по курсу русской музыки в группах исполнителей, композиторов, музыковедов. Им был разработан курс архивно-библиографической практики для студентов-музыковедов. Им опубликованы методические разработки и пособия в области источниковедения истории русской музыки.
Под его руководством было защищено более 20 дипломных и кандидатских работ. Г. К. Абрамовский руководил исследовательской работой стажеров из Франции, Канады, Великобритании, США.
Скончался 16 декабря 2002 года.

2008 год

   

Аким Алексеевич Козлов. К 100-летию со дня рождения (25 док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. Март 2008

 
   

Кафедре камерного ансамбля Санкт-Петербургской консерватории – 80 лет (89 док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. 2008

 
   

«Наследие Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории» (48 док.)
Малый зал им. А.К. Глазунова. Апрель 2008
Организаторы: Кафедра камерного ансамбля; Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории
Организатор: Отдел рукописей научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории.
Составитель – Ф.В. Панченко
Куратор - Е. В. Гончарова
Выставка представляет уникальные материалы великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова из фондов Отдела рукописей библиотеки Петербургской консерватории. Рукописное наследие Р-К в Библиотеке СПбГК насчитывает около 400 подлинных документов, среди них - автографы произведений композитора, дарственные записи на изданиях романсов и опер их первым исполнителям - великим певцам И.В.Ершову, Н.И.Забеле-Врубель и др., первые издания учебников гармонии и инструментовки, музыкальных и литературных сочинений с посвящениями любимым ученикам А.К.Лядову и А.К.Глазунову, письма к издателям и деловые бумаги, фотографии. К судьбе консерваторского архива Римского-Корсакова причастны выдающиеся музыканты - М. А. Балакирев и С. М. Ляпунов, меценат и издатель М.П.Беляев.
Впервые экспонируется музыкальные автографы и фотографии из семейного архива Римских-Корсаковых (дар Библиотеке внучки композитора Т.В. Римской-Корсаковой).
Представленные материалы раскрывают личность Н.А.Римского-Корсакова как многогранного музыкального деятеля: композитора, дирижера, педагога, редактора, публикатора, критика.

 
   

«Рахманинов и Петербург» (35 док.)
Составитель - М. В. Михеева
Научный консультант – Т. З. Сквирская
Куратор выставки - Е. В. Гончарова
Организаторы: Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, отдел нотной литературы
Жизнь и творчество С. В. Рахманинова давно привлекли к себе внимание российских и зарубежных исследователей. Но, несмотря на обширную литературу, посвященную композитору, многое еще остается неизвестным.
Предлагаемая выставка «С. Рахманинов и Петербург» является тому подтверждением. В ней освещаются страницы биографии и творчества Рахманинова, которые удалось воссоздать на основе документальных источников, сохранившихся в архивах Санкт-Петербурга – Научной музыкальной библиотеке консерватории, Центральном государственном историческом архиве Петербурга, Музее театрального и музыкального искусства, Российской национальной библиотеке, Оркестровой библиотеке Петербургской филармонии и Библиотеке Мариинского театра. Многие из представленных материалов (письма, дарственные надписи, музыкальные автографы, фотографии) до сих пор не были включены в контекст творческой биографии композитора.
Так, целый комплекс документов дал возможность полнее узнать об учебе Рахманинова в стенах Петербургской консерватории, его работе на посту помощника Председателя по музыкальной части в Императорском Русском музыкальном обществе, общении с Попечительным советом М. П. Беляева.
Особое значение имеют обнаруженные авторские исправления в печатной партитуре кантаты «Весна» и в рукописных оркестровых голосах Первой симфонии, а также исполнительские пометы в партитуре оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».
Разнообразны сохранившиеся эпистолярные документы Рахманинова – телеграммы, письма (некоторые из них написаны на бумаге с именным штампом), дарственные записи, а также прижизненные издания многих сочинений.
Интересные подробности вносят письма современников Рахманинова, сообщающие об отдельных событиях его биографии. Удалось выявить также материалы, освещающие и «музыкальную родословную» С. В. Рахманинова – творчество его деда, композитора Аркадия Александровича Рахманинова, в том числе неизвестные ранее автографы.

 
   

Памяти профессора Л. В. Синцева (28 док.)
Малый зал, апрель 2008
Леонид Синцев родился в 1944 г. в семье музыкантов. Начал занятия музыкой в 6 лет. Первый концерт состоялся в возрасте 10 лет во время обучения в средней специальной музыкальной школе при Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора Бориса Лысенко.
В 1962 г. Л. Синцев был избран для исполнения 1 фортепианного концерта П.И. Чайковского, приуроченного к 100-летнему юбилею консерватории. С 1963 по 1968 гг. обучался в Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова у профессоров С. Савшинского и Н. Перельмана, общаясь с такими мастерами как Яков Флиэр и Лев Власенко.
В 1967 г. получил первый приз в "Конкурсе Российских консерваторий" и поступил в аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории.
В 1975 г. Л. Синцев выиграл международный конкурс в Лиссабоне "Vienna da Motta". Впечатляющий взлет как исполнителя-солиста и выступления со многими лучшими оркестрами бывшего СССР открыли новые возможности для дальнейшей музыкальной карьеры.
Л.Синцев давал мастер-классы в "Janacek / AMU", в Академии искусств в Чехословакии, в Джульярдской школе в Нью-Йорке, в Goppingen в Германии, на фестивале во Франции, в Torroella de Montgri и др. академиях Барселоны и областях Испании.
Давал концерты в Чехословакии, Италии, Испании, Германии, Франции, России, принимал участие в работе жюри международных конкурсов.
Профессор кафедры специального фортепиано Санкт-Петербургской государственной консерватории. С 2001 г. - профессор Высшей школы музыки Каталунии (Барселона). Многие из числа его студентов завоевали призы известных международных конкурсов, выступали с концертами в разных странах мира: США, Германии, Италии, Испании, Франции, России, Португалии и т.д.
Являлся основателем "Фонда пианистов имени Антона Рубинштейна".
Репертуар Л. Синцева включает в себя виртуозные произведения, известные своей трудностью, музыкальные критики записали его в число лучших исполнителей Шопена и Листа в России.

 
   

«Студенты ЛГК на целине». По материалам из личных архивов педагогов Консерватории (18 док.)
Малый зал им. А. К. Глазунова. Май 2008

 
   

К 100-летию со дня рождения выдающихся профессоров консерватории: Е.М. Орлова, А.Н. Дмитриев, Г.Г. Тигранов (92 док.)
Организаторы: Кафедра музыкальной критики Санкт-Петербургской консерватории, Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории

2009 год

   

«П. А. Серебряков: Материалы и документы из фондов СПбГК, архивов СПб и личных собраний: К 100-летию со дня рождения»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Февраль-Сентябрь 2009
Организатор: Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории

 
   

«В. П. Иванова: Документы из частных архивов. К 95-летию со дня рождения»
2-й этаж СПбГК, Апрель 2009

 
   

«Страницы истории органной школы Петербургской консерватории: Материалы и документы из фондов СПбГК, ЦГАЛИ СПб и частных собраний (в рамках IX Международной недели консерватории)»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Октябрь 2009 – февраль 2010
См. каталог выставки

 
   

«Русское музыкальное общество: к 150-летию со дня основания. Фотовыставка по документам фондов Музея истории СПбГК и НМБ СПБ»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Декабрь 2009

2010 год

   

«М. Вайман: К К 100-летию со дня рождения. Материалы и документы из личного архива А. А. Жоховой и Фонда иконографии Научной музыкальной Библиотеки Петербургской консерватории»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Март 2010

 
   

«Ф. Шопен: 200 лет со дня рождения» в рамках проекта «Год Шопена. 2010»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Март 2010
15 марта 2010 в фойе Малого зала состоялось открытие выставки, посвященной 200-летию со дня рождения великого композитора и представленной в рамках проекта «Фестиваль-конкурс «Шопен 2010».
Экспозицию открыла проректор по научной работе, профессор З. М. Гусейнова. На церемонии присутствовали заместитель министра культуры республики Польша Томаш Мерта, представители Генерального консульства Республики Польша в Санкт-Петербурге.
Среди экспонатов выставки - музыкальные рукописи, концертные, учебные и конкурсные программы, фотографии и рецензии, которые отражают этапы освоения музыки Шопена в творческом и педагогическом репертуаре российских и зарубежных музыкантов тех лет.
Особое место в экспозиции занимают раритеты, хранящиеся в Отделе рукописей Библиотеки: автограф сочинения «Sehnsucht» - уникальной аранжировки фа-минорного этюда Шопена (оп. 25, №2), выполненной одним из лучших европейских педагогов своего времени, профессором Петербургской консерватории, выдающимся пианистом Т. Лешетицким, а также рукопись инструментовки «Траурного марша» Шопена, выполненной А.К. Глазуновым в 1907 году.
В печатных программах 1889 года представлен цикл концертов А. Г. Рубинштейна в Зале Дворянского собрания, в частности, 6-й концерт, состоявший из произведений Шопена.
Значительная часть материалов посвящена А. Н. Есиповой, великой русской пианистке и педагогу, профессору Петербургской консерватории. Как считали современники, исполнение музыки Шопена было ее подлинным призванием. Прославленный польский виртуоз И. Гофман в один из приездов в Петербург сказал: "Мне бы поучиться мазуркам Шопена у Есиповой". Исполнение музыки Шопена учениками Есиповой отражено в программах учебных концертов низших и высших курсов Консерватории, а также концертов в Зале Дворянского собрания. Среди ее учеников, исполнявших Шопена - И.. Венгерова, O. Калантарова, Н. Позняковская, М. Бенуа-Эфрон, В. Дроздов, Л. Крейцер, А. Дубянский и другие.
Интересны документы и материалы, связанные с именами первых фортепианных педагогов Петербургской консерватории – профессоров В. П. Толстова, Ф. Ф. Штейна, В. В. Демянского, К. К. Фан-Арка, С. А. Малоземовой, Н. А. Дубасова, Н. А. Ирецкой, и их учеников – М. Бариновой, А. Розановой, Н. Голубовской (ученицы М. Н. Бариновой) и других.
На выставке экспонируются раритетные программы конкурсов, проходивших в Малом зале Консерватории в 1911-1914 годах.
Наряду со знаменитым рубинштейновским конкурсом композиторов и пианистов в Консерватории проводились и другие музыкальные состязания (конкурсы пианисток имени С. А. Малоземовой, мецената В. А. Ераковой и др.), теперь уже полузабытые, а тогда имевшие огромный успех у столичной публики. На этих конкурсах сочинения Шопена входили в обязательную программу, они же относились к числу наиболее исполняемых по выбору. На одном из них – Всероссийском конкурсе фортепианной фирмы братьев Дидерикс - первое место занял известный польский пианист И. Турчинский, впоследствии ставший профессором Варшавской консерватории.
На выставке демонстрируется номер журнала «Русской музыкальной газеты», посвященный 100-летию со дня рождения Шопена. Впервые представлен документальный материал о концерте в Большом зале Консерватории, организованном в 1909 году с целью сбора средств на сооружение в Польше памятника Шопену (установлен в варшавских Лазенках в 1926 году). В концерте приняли участие А. К. Глазунов, М. И. Долина, А. В. Вержбилович. Уникальны программы концертов памяти Шопена, прошедших в Малом зале Консерватории в год 50-летия со дня смерти композитора.
Среди редких экспонатов - программы Павловского курзала 1914-1915 гг. На этой сцене впервые была исполнена Фантазия на тему прелюда Шопена С. Носковского, известного польского композитора и педагога.
История сохранила программки выдающихся европейских музыкантов, исполнявших Шопена в Петербурге - Петрограде 1910-1920 гг. – в их числе - И. Гофман, Ф. Бузони, Л. Годовский, В. Горовиц.
Заключительная часть экспозиции посвящена исполнению Шопена педагогами и учащимися Петроградской - Ленинградской консерватории. Среди них – Л. В. Николаев, А. Д. Каменский, Д. Д. Шостакович, В. В. Софроницкий, В. В. Нильсен. В программах из коллекции Большого зала Ленинградской филармонии - сочинения Шопена представлены в исполнении А. Боровского, К. Игумнова, Л. Оборина.
Выставка подготовлена сотрудниками Информационно-библиографического отдела Научной музыкальной Библиотеки Консерватории по материалам собраний Отдела рукописей и фонда иконографии Библиотеки. Куратор – Елена Гончарова.

 
   

«Р. Шуман: 200 лет со дня рождения»
Малый зал им. А. К. Глазунова Март 2010
Организаторы: Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории
Куратор выставки – Е. В. Гончарова

 
   

«ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ РУЧЬЕВСКОЙ (1922–2009). МОНОГРАФИИ, ОЧЕРКИ И СТАТЬИ, ФОТОГРАФИИ ИЗ ЛИЧНЫХ АРХИВОВ И ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Апрель 2010
Организатор: Кафедра теории и истории музыкальных форм и жанров; Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории

 
   

«Ленинградская консерватория 1941-1945: 65-летию Победы посвящается ДОКУМЕНТЫ ВОЕННЫХ ЛЕТ ИЗ ФОНДОВ БИБЛИОТЕКИ, АРХИВА, МУЗЕЯ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ И ЛИЧНЫХ СОБРАНИЙ»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Май 2010
Организаторы: Организаторы: Информационно-библиографический отдел Библиотеки Санкт-Петербургской консерватории; Архив и Музей истории Консерватории; Кафедра общественных и гуманитарных наук Консерватории
Куратор: Е. В. Гончарова
Выставка посвящена 65-летию Победы над фашизмом в Великой отечественной войне. Представлены уникальные фотографии, нотные рукописи, афиши и программы концертов блокадного Ленинграда, архивные материалы военных лет, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургской консерватории и в личных архивах преподавателей и воспитанников Ленинградской консерватории. Материалы и документы отражают жизнь и деятельность работников и студентов Консерватории в блокадном Ленинграде, в эвакуации в Ташкенте, в 1944-1945 годах. Особое место занимают материалы о погибших на фронтах Великой отечественной войны и в блокаду консерваторцах.

РАЗДЕЛЫ ВЫСТАВКИ:
I. Первые месяцы войны
II. В кольце блокады. 1941-1944
III. Фронтовые концертные бригады
IV. В эвакуации. Ташкент. 1941-1944
V. На подступах к Победе. 1944-1945
VI. Документы военных лет из личных собраний

«Петербургская консерватория и Франция» в рамках проекта «Россия и Франция. 2010»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Октябрь 2010

Организаторы: Информационный отдел Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, Научно-исследовательский отдел рукописей СПбГК
Кураторы: Е. В. Гончарова, В. В. Сомов

Выставка представляет хранящиеся в Библиотеке Петербургской консерватории материалы и документы, освещающие отдельные страницы истории французской музыкальной культуры и российско-французских музыкальных связей. Научно-исследовательский отдел рукописей Библиотеки представляет подлинные автографы (нотные рукописи, письма, дарственные надписи) знаменитых французских композиторов и музыкантов, в их числе А. Гретри, А. Буальдье, Л. Керубини, Э. Мегюля, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса, П. Виардо, Ш. Гуно, Ж. Массне, П. Дюка, С. Франка. Впервые Библиотека представляет два уникальных исторических документа: автографы французских монархов – Людовика XIV и Людовика XV. В Библиотеке хранятся французские бумаги и издания, часть которых происходит из собрания парижского музыковеда и библиотекаря Г. Э. Андерса, купленного директором Петербургской консерватории М. П. Азанчевским. Есть также материалы, связанные с деятелями литературы, театра (например, автограф Жорж Санд). Впервые представлена «парижская» телеграмма И. С. Тургенева. Представленные на выставке материалы освещают творческие связи русских музыкантов с французской культурой: письма французских деятелей русским корреспондентам; рукописи и издания сочинений французских композиторов, по которым эти сочинения исполнялись в Петербурге, с дирижерскими пометами выдающихся музыкантов (например, рукопись «Троянцев» Берлиоза с пометами Римского-Корсакова); произведения русских композиторов на французские сюжеты (представлена рукопись «Саламбо» Мусоргского); разнообразные документы, как, например, свидетельство о приеме Римского-Корсакова во французское общество композиторов и музыкантов; Некоторые материалы связаны с темой русской эмиграции и представляют имена А. Глазунова, С. Ляпунова, А. Черепнина, А. Бернарди.

 
   

«Международная неделя консерватории: Материалы и документы к истории проекта. 2000-2010».
Малый зал им. А. К. Глазунова. Октябрь 2010
Организаторы: Концертный отдел Санкт-Петербургской консерватории, Информационный отдел Научной музыкальной библиотеки
Кураторы: Кураторы: Л. Л. Волчек, Е. В. Гончарова

 
   

«МЫ ЖИВЁМ В ЗАМКЕ СПЯЩЕЙ КРАСАВИЦЫ НА БЕРЕГУ ЛЕБЕДИНОГО ОЗЕРА…»: К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. М. СЕРГЕЕВА. Фотоматериалы, документы, афиши и программы из личных собраний Н. М. Дудинской, Н. А. Долгушина, Е. Р. Моисеевой, А. В. Грушевой и Архива Петербургской консерватории
Театр Санкт-Петербургской консерватории. Ноябрь 2010
Организаторы: Информационный отдел Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории.
Кураторы: Е. В. Гончарова, составитель – М. П. Иванов.

В экспозиции выставки представлены малоизвестные фотографии, афиши, документы, связанные с жизнью и творчеством выдающегося танцовщика и хореографа Константина Михайловича Сергеева из личных архивов Наталии Михайловны Дудинской и Елены Романовны Моисеевой - её верной подруги и бессменной помощницы. Также предполагается экспонировать материалы из собраний друзей и поклонников К. М. Сергеева. Некоторые из них будут демонстрироваться впервые.
Константин Михайлович Сергеев принадлежит к той золотой плеяде артистов, которые стояли у колыбели отечественного балета и создавали его славу.
В возрасте четырнадцати лет Константин Сергеев поступил на вечерние курсы Ленинградского хореографического училища и окончил его в 1930 году.
В 1930-61 годы Сергеев – ведущий классический танцовщик Театра имени Кирова, исполнитель основного классического репертуара.
Поэтичность, красота облика, благородная манера, мягкое изящество движений, горделивая осанка - сама природа предназначала его для романтического театра. Сергеев – романтический танцовщик и по сути своего дарования, и по призванию. Он обладал чудной способностью одухотворять своих героев.
В 1940-50-е годы Сергеев поставил собственные балеты «Тропою грома» Кара Караева и «Золушку» Сергея Прокофьева. В «Золушке» произошла творческая встреча с блистательной балериной Наталией Михайловной Дудинской, ставшей не только постоянной партнершей Сергеева, но и верным другом-соавтором. «Мы живём в замке Спящей красавицы на берегу Лебединого озера», - говорил Сергеев о Наталии Михайловне Дудинской.
С 1931 года Сергеев преподавал классический танец. С 1973 года был художественным руководителем ЛХУ. С 1991 года, после преобразования ЛХУ, стал Президентом Санкт-Петербургской академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1968-69 годах Сергеев преподавал в Ленинградской государственной консерватории имени А. Н. Римского-Корсакова.
Возглавляя балетную труппу Кировского театра на протяжении пятнадцати лет, возобновляя старинные классические балеты и осуществляя свои оригинальные постановки, Сергеев много сделал для развития великих традиций русского балета, для сохранения классического наследия.
Экспозиция включает следующие разделы: Начало пути, Сергеев – танцовщик, Дуэты Сергеева, Сергеев – хореограф и постановщик. Сергеев – главный балетмейстер Кировского театра, Сергеев – преподаватель Ленинградской консерватории, Гастрольные маршруты Сергеева, Работа в Большом театре. Постановки Сергеева за рубежом, Сергеев – Президент Академии русского балета, Сергеев и Дудинская - на сцене и в жизни, Юбилеи, Вечера памяти Сергеева.

2011 год

   

«Памяти профессора СПбГК, композитора В. В. Волошинова»
Малый зал им. А. К. Глазунова. Февраль 2011
Предлагаем Вашему вниманию краткий хронограф жизни и деятельности В.В. Волошинова

 
   

«Александр Константинович Глазунов: материалы и документы из фондов Научной музыкальной библиотеки»
«Александр Константинович Глазунов: материалы и документы из фондов НМБ» Малый зал им. А. К. Глазунова. Март 2011

 
   

«ИСПАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ М. И. ГЛИНКИ»
Выставка подготовлена Научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки Петербургской консерватории: Тамара Сквирская (зав. отделом), Лариса Миллер (зав. сектором)
На выставке представлены материалы и документы, отражающие биографические и творческие связи великого русского композитора
М. И. Глинки (1804–1857) с Испанией и испанской музыкальной культурой.
В биографии Глинки исключительное место заняло его путешествие в Испанию (1845–1847), о котором он мечтал с детства. Готовясь к путешествию, композитор изучал испанский язык, историю и географию Испании. Пробыв в Испании два года, Глинка жил в Мадриде, Вальядолиде, Севилье и других городах этой страны. Ему удалось познакомиться с северными провинциями Испании, ее центральными областями — Старой и Новой Кастилией и с южными регионами — Андалусией и Гранадой. Русский композитор записывал мелодии испанских народных песен, брал уроки испанских танцев, стремясь глубоко проникнуть в первозданные основы испанского фольклора. Среди материалов выставки, освещающих испанское путешествие Глинки, центральное место занимают акварельные карикатуры на Глинку художника Н. А. Степанова (друга Глинки) из уникального альбома карикатур «М. И. ГЛИНКА», хранящегося в научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки Петербургской консерватории. Особый интерес представляют материалы двух «испанских увертюр» Глинки, навеянных впечатлениями от испанской народной музыки: рукопись и раритетные издания «Арагонской хоты», редкие издания «Воспоминания о летней ночи в Мадриде». Экспонируются также рукописи произведений, навеянных впечатлениями от «испанской глинкианы»: Увертюры М. А. Балакирева на тему «испанского марша, данного Глинкой»; фортепианного переложения «Ночи в Мадриде» Глинки, сделанного М. П. Мусоргским. Экспозицию дополняют факсимильные воспроизведения «Испанского альбома» и «Испанской тетради» Глинки с записями испанских песен

 
   

ИТАЛЬЯНСКАЯ МУЗЫКА ПРИ РОССИЙСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ДВОРЕ: XVIII ВЕК
Выставка подготовлена Научно-исследовательским отделом рукописей Библиотеки Петербургской консерватории:Андрей Алексеев-Борецкий, канд. искусствоведения Эльвира ван Домбург, канд. искусствоведения Тамара Сквирская (зав. отделом)
В истории русской музыкальной культуры XVIII века огромную роль сыграли итальянские музыканты, работавшие при императорском дворе. Итальянская придворная оперная труппа, работавшая в Петербурге с 1735 г., приобщила несколько поколений русских слушателей к итальянской опере и способствовала становлению русской национальной композиторской школы. В Петербург приглашались прославленные итальянские композиторы и певцы, оперы ставились как пышные парадные спектакли с роскошными декорациями. Итальянские капельмейстеры сочиняли по заказу двора также кантаты, инструментальные сочинения. На выставке представлены уникальные рукописи (автографы и прижизненные рукописные копии, выполненные придворными нотными копиистами) сочинений придворных капельмейстеров и музыкантов: Франческо Арайи, Бальдассаре Галуппи, Джованни Паизиелло, Джузеппе Сарти, Доменико Чимарозы, Луиджи Мадониса и др. Эти сочинения сохранились в фондах Научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки Петербургской консерватории. Многие произведения никогда не издавались и даже считались утерянными. Среди рукописей сочинений Арайи экспонируются: опера «Сила любви и ненависти» («Абиазар») — первая большая опера, представленная в Петербурге (в 1736 г.); уникальные нотные материалы оперы «Селевк» (сочинена в России в 1744 г.), считавшейся утерянной; комплект оркестровых партий оперы «Цефал и Прокрис» (1755 г., первая в истории опера на русский текст); рукописи неизданных кантат. Из представленных на выставке рукописных партитур некоторые выполнены известным придворным копиистом-каллиграфом Луиджи Цанини. Экспонируется также редчайшее издание партитуры «исторического представления» «Начальное управление Олега» Джузеппе Сарти, Карло Каноббио и Василия Пашкевича на либретто императрицы Екатерины II (1791).