|
|
|
|
Н.А.Римский-Корсаков.
Фотография 1870-х годов |
Николай
Андреевич Римский-Корсаков
В 1871 г. по инициативе заведующего
Консерватории М.П.Азанчевского на должность преподавателей классов
инструментовки, практического сочинения был приглашен Н.А.Римский-Корсаков.
Не имея специального профессионального консерваторского образования,
молодой преподаватель прилежно учился и сам, был не только педагогом, но
и «одним из лучших учеников». Несомненно, с его приглашением начался
новый этап в формировании композиторского и теоретического образования.
Эстетические принципы Н.А.Римского-Корсакова стали основополагающими в его
педагогических установках. «Музыкальное творчество есть высшая область
проявления музыкального таланта и высшая отрасль деятельности в
музыкальном искусстве… Всякий талантливый художник должен быть
одновременно и техником, и поэтом… Одною техникою нельзя создать
настроения, но ведь и одним поэтическим чутьем нельзя создать
произведения».
|
|
|
|
Фотография
Н.А.Римского-Корсакова с дарственной надписью Д.И.Бухтоярову |
Портрет
Н.А.Римского-Корсакова работы Э.Визеля
|
С годами выстроилась система
преподавания, превратившая класс Н.А.Римского-Корсакова в один из наиболее
авторитетных в Консерватории. На протяжении почти сорока лет (1871-1908)
через этот класс прошли учащиеся разных специальностей.
Разветвленная школа
Н.А.Римского-Корсакова заняла видное место в музыкальной культуре
России.
|
|
Н.А.Римский-Корсаков и
А.К.Глазунов со своими учениками М.М.Черновым и В.А.Сениловым. Фото
1906 г. |
А.Лядов, Я.Витол,
Н.Соколов, Л.Саккетти, позже М.Штейнберг, Н.Черепнин, В.Калафати, М.Гнесин,
А.Оссовский, М.Климов, М.Чернов и многие другие вошли в число педагогов
Ленинградской-Петербургской консерватории. А.Аренский, М.Ипполитов-Иванов
работали в Московской консерватории. Школа Н.А.Римского-Корсакова
принимала активное участие в формировании разнонациональных композиторских
школ. Здесь получили образование видные музыкальные деятели: Латвии – Э.Мелнгайлис, Э.Дарзинь; Украины – Н.Лысенко; Грузии – М.Баланчивадзе;
Эстонии – А.Капп, М.Саар, Р.Тобиас; Армении – М.Екмалян и т.д.
Педагогическое искусство Н.А.Римского-Корсакова нашло отражение и в его учебных пособиях:
«Практическом учебнике гармонии» и «Основах оркестровки».
|
|
Страница рукописи учебника
Н.А.Римского-Корсакова
"Основы оркестровки". 1873-74 |
Фрагмент рукописи оперы
Н.А.Римского-Корсакова
"Золотой петушок" |
|
|
|
Титульный лист
оперы "Сказание о невидимом граде Китеже" Н.А.Римского-Корсакова с
дарственной надписью певице Н.Забеле-Врубель |
Решающее воздействие на всех занимавшихся с
Н.А.Римским-Корсаковым или мечтавших получить его авторитетную
консультацию, оказало творчество самого композитора. «Псковитянка»и
«Царская невеста», «Снегурочка» и «Садко», «Майская ночь» и «Ночь перед
Рождеством», «Сказание о невидимом граде Китеже» и «Золотой петушок», «Шехерезада»
и Испанское каприччио, романсы и музыка для духового оркестра – все это
сразу получало резонанс в художественно чуткой среде. В круге
корсаковского притяжения находились И.Стравинский, А.Оссовский. К концу жизни Н.А.Римского-Корсакова окружала большая
группа воспитанных им педагогов-теоретиков. Наиболее авторитетное
положение среди продолжателей его дела заняли А.Глазунов и А.Лядов.
|
|
Открытое письмо
Н.А.Римского-Корсакова М.А.Балакиреву от 20 ноября 1879 г. |
Н.А.Римский -Корсаков и
А.К.Лядов |
А.Лядов начал преподавать в Консерватории в 1878 г.,
непосредственно после окончания этого заведения. Сохраняя общие
методические принципы учителя, он применял и самостоятельные
педагогические приемы. Многие музыканты, прошедшие петербургскую школу,
своей высокой профессиональной культурой были обязаны строгим и творчески
ярким урокам А.Лядова.
Его коллегами были Я.Витол (И.Витоль) и Н.Соколов. Первый вел
класс практического сочинения, редактировал посмертные издания учебников
Н.А.Римского-Корсакова. Второй создал несколько учебных пособий по
сольфеджио, гармонии, полифонии.
|