|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антон Григорьевич Рубинштейн Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (1829-1894) – выдающийся пианист и композитор с мировой известностью. Занимался у прославленных педагогов: А. Виллуана (фортепиано) и З. Дена (теория композиции). Впервые выступил в публичном концерте как пианист в десятилетнем возрасте (1839). Концертировал в России и в Европе, приобрел известность блестящего виртуоза наравне с Листом. Вошел в историю русской музыкальной культуры как создатель первого в России высшего музыкального учебного заведения – Петербургской консерватории. Рубинштейн был назначен первым артистическим директором РМО в 1862 – 1867 годы. Повторно вернулся на этот пост в 1887 – 1891 годы. В 1885-1886 годы прославился как исполнитель уникального цикла исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два века. Автор четырнадцати опер («Демон» и др.), ораторий, симфоний, вокальных сочинений («Персидские песни», романс «Ночь» и др.), пять фортепианных концертов, фортепианные миниатюры. Научная музыкальная библиотека Санкт-Петербургской консерватории хранит в своих фондах значительное количество материалов, связанных с именем А. Г.Рубинштейна. Это ноты и книги из его личной библиотеки, подаренной Консерватории в 1891 году, автографы его музыкальных произведений, переписка, материалы его родственников, фотографии и другие документы.
Рукописи и печатные издания с автографами хранятся в настоящее время в Отделе рукописей библиотеки. Интересны издания с дарственными надписями: К. Сен-Санса, Ч. Франка, Э. Лало, С. Танеева и т. д. Из нотных автографов самого Рубинштейна отметим до сих пор не изданную рукопись «Увертюры к открытию здания Консерватории в Петербурге» (1894). В библиотеке хранится свыше четырехсот писем А. Г. Рубинштейна к двенадцати адресатам и письма к нему от двадцати трех корреспондентов. Ценные экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью композитора (скульптурные и живописные изображения, фотографии, личные вещи) хранятся также в Музее истории Консерватории.
«Полный несокрушимой энергии человек инициативы, … он [Кологривов] предался делу учреждения и организации Музыкального общества со всем пылом души. Он был человек почина, Я называю так людей, которые могут двинуть какое-то дело». А. Рубинштейн
В предоставленных Августейшей Покровительницей – Великой княгиней Еленой Павловной помещениях Михайловского дворца проходили занятия музыкальных классов РМО: желающие могли посещать классы теории музыки, пения, хорового искусства, фортепиано, скрипки, виолончели. Рубинштейн с удовлетворением отмечал, что «ученики и ученицы всех положений, средств и возрастов заполнили эти классы». Оставался один шаг до создания высшего музыкального учреждения – Консерватории. (Он был сделан в сентябре 1861 года). 8/20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория Демидова на углу Мойки и Демидова переулка торжественно открылась первая русская Консерватория. Программную речь произнес Антон Рубинштейн. «Дирекция Русского музыкального общества будет постоянно озабочена успешным ходом распорядительной части, касающейся до консерватории, а гг. профессоры и преподаватели, известные своими заслугами, а многие многие даже приобретшие знаменитость всей Европе будут стараться из учеников образовать учителей; главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, - да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям, оправдать доверие Правительства, благосклонность Покровительницы и заботы Дирекции… Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека… Итак, с соизволения Правительства и Покровительницы и с согласия Дирекции я имею честь объявить консерваторию Русского музыкалього общества открытой.» Из речи А. Рубинштейна на открытии Консерватории 8 сентября 1862
«Для русской публики благодаря Рубинштейну-пианисту изменился мир. Полагаю, это не преувеличение. Игра Рубинштейна была таким огромным переживанием, таким потрясающим впечатлением для тысяч современников, что их восприятие жизни, их эмоциональная память навсегда вобрали в себя рубинштейновский флюид». Важнейшим событием в истории Консерватории стала договоренность Рубинштейна с властями о передаче здания бывшего Большого Театра в собственность Консерватории. «1-го января 1889 г. А.Г. Рубинштейн получил … радостную весть – телеграмму, сообщавшую, что Государь Император [Александр III] по ходатайству Великой Княгини [Елены Павловны], пожаловал для СПб Консерватории здание Большого Театра». До открытия нового здания Консерватории, построенного под руководством архитектора В. Николя, Рубинштейн не дожил, но успел написать Увертюру, которая была исполнена на торжествах.
|