|
|
(Статья, посвященная истории библиотеки
ИРМО и С.-Петербургской консерватории, охватывает период с ее основания в
1859 году до 1917 года.)
"Бывшие члены Симфонического Общества приглашаются на собрание, для
обсуждения вопроса о возобновлении действий сего Общества. Собрание это
назначено в Вторник января 27 дня в 2 часа по-полудни, на квартире Члена
Графа Матвея Юрьевича Виельгорского, в собственном его доме на
Михайловской площади" (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.3 л.1)
Этим историческим заседанием 27 января 1859 г., на котором Симфоническое
общество было преобразовано в Русское Музыкальное Общество (РМО; с 1873 г.
общество стало Императорским – ИРМО) было положено начало многим важнейшим
событиям в музыкальной жизни России. В частности, библиотека
Симфонического общества стала библиотекой РМО, в Уставе которого было
сказано, что "Общество … учреждает музыкальную библиотеку" ($1, д). Первый
председатель С. Петербургской дирекции РМО, известный музыкальный деятель
Матвей Юрьевич Виельгорский, скончавшийся в 1866 г., завещал РМО свою
богатую библиотеку. "Наследницы покойного Графа Матвея Юрьевича
Виельгорского … , препровождая при сем музыкальную библиотеку оставшуюся
после покойного графа в Консерваторию, -- просят Консерваторию принять
этот дар в знак памяти покойного графа " (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.76
л.114-114 об.)
В 1862 г. РМО основало первое в России высшее музыкальное учебное
заведение – С.-Петербургскую Консерваторию, и библиотека РМО стала, таким
образом,
библиотекой Консерватории. У истока образования РМО и основания
Консерватории стоял Антон Григорьевич Рубинштейн, много сделавший для
пополнения библиотечных фондов . Так, в 1861 г. в письме из Берлина
Дирекции РМО он упоминает о нотах, посланных в библиотеку его немецким
издателем Зенфом (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.3 л.52). В 1862 г. Рубинштейн
жертвует библиотеке Консерватории свою коллекцию партитур и
музыкально-теоретических сочинений (Бессель В.В. Несколько слов о
библиотеке С.-Петербургского Отделения ИРМО// Музыкальный листок, 1875,
№13, с.163-166), а в 1891 г. – значительную часть своей музыкальной
библиотеки (Т.Сквирская. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна,
хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории// Антон Григорьевич
Рубинштейн: Сб. статей. – СПб.,1997. – с. 174).
Свои собрания нот и музыкальных сочинений жертвовали в библиотеку
Консерватории и другие директора С.-Петербургского Отделения РМО:
В.А.Кологривов – самый деятельный, пожалуй, после Рубинштейна, член РМО,
В.И. Витковский, Д.В. Стасов. Последний, выбранный в число директоров РМО
еще на историческом заседании 27 января 1859 г., пожертвовал свое
музыкальное собрание в библиотеку Консерватории на закате дней, в 1909 г.
Под него выделили особый шкаф, заведующий библиотекой Консерватории А.И.Фрибус закончил описание этого, видимо, последнего крупного дара в
дореволюционной истории Консерватории, только в 1915 г. (ЦГИА СПБ ф. 361
оп. 11 д.595 л. 35).
Библиотека Консерватории пополнялась и благодаря нотному материалу
произведений, исполнявшихся на ежегодной серии симфонических концертов РМО:
например, известный польский композитор С. Монюшко писал в РМО в 1865 г.:
"Я очень счастлив, что моя партитура найдет место в столь уважаемой
библиотеке" (ЦГИА СПБ ф. 408 оп. 1 д.8. л. 221).
Августейшая покровительница ИРМО вел. Кн. Елена Павловна также
неоднократно жертвовала библиотеке музыкальные сочинения из своего
собрания, в т.ч. 50 книг "Ecole classique du chant" П. Виардо (ЦГИА СПБ
ф.408 оп.1 д.4 л. 89). После смерти Елены Павловны в 1873 г. часть ее
музыкальной библиотеки влилась в библиотеку Консерватории (В.В.Бессель.
Цит. Соч.).
Характерным показателем отношения русского общества к библиотеке
Консерватории может служить сопроводительное письмо директора Придворной
Певческой Капеллы Н.И.Бахметева от 17 мая 1869 г., пославшего в дар
библиотеке ряд своих изданий Духовно-музыкальных сочинений: "Кому как не
Русскому Музыкальному Обществу и состоящему при нем Училищу
(Консерватории) всякой Русский обязан представить посильный труд свой" (ЦГИА
СПБ ф.408 оп. 1 д. 76 л. 88).
Самой большой удачей для библиотеки было избрание М.П. Азанчевского в 1866
г. почетным библиотекарем Консерватории и РМО (ЦГИА СПБ ф. 408 оп.1. д. 79
л. 27). Михаил Павлович Азанчевский (1839-1881; заведующий Консерваторией
в 1871-1876), богатый помещик, владевший обширными землями на юге России,
счастливо сочетал в себе талант мецената, музыканта-любителя и собирателя
книг, по преимуществу музыкальных. Подолгу живя заграницей, он мог, не
стесняясь в средствах, собирать в Германии, Италии и Франции редкие книги
по музыке. В Париже ему удалось купить "одну из лучших музыкальных
библиотек, какую только можно было собрать", как характеризует ее
авторитетнейший словарь Fetis'а – библиотеку Г.Э.Андерса, французского
музыковеда и библиографа, хранителя музыкального отделения библиотеки св.
Женевьевы (Сомов В.А. Парижский музыковед и библиотекарь Андерс (1795 –
1866) и его бумаги в Петербургской консерватории//Петербургский
музыкальный архив. - Вып.3. – СПб., 1999. – с. 66-82). В 1870 г. М.П.
Азанчевский принес в дар библиотеке Консерватории свое богатейшее
собрание, включавшее несколько инкунабул, множество палеотипов и изданий
XVIII в. – всего около 2500 экземпляров, среди которых были редчайшие и
уникальные, а также много автографов. "Ревнуя развитию музыкального
искусства в России, - писал он, - и глубоко сочувствуя тем быстрым и
основательным успехам, которые сделала музыка в нашем обществе благодаря
учреждению Русского Музыкального Общества, я желал бы со своей стороны
содействовать доброму делу передачею принадлежащей мне библиотеки в состав
библиотеки Русского Музыкального Общества в С – Петербурге" (ЦГИА СПБ
ф.408 оп.1 д.145 л.2).
Первым теоретическим обоснованием развития музыкальных библиотек в России
была "Записка об устройстве музыкальной библиотеки при Русском Музыкальном
Обществе", поданная М.П.Азанчевским в 1870 г. в Дирекцию СПБ Отделения РМО
одновременно с пожертвованием им своей музыкальной библиотеки СПБ
Консерватории (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д. 145 л.4-7об.). "Записка"
была составлена на
европейском уровне библиографических знаний и начиналась словами: "При
образовании какой бы то ни было библиотеки надо придерживаться таких общих
правил, которые выработаны уже наукою библиографиею".
Фонды Библиотека пополнялись в основном дарами, иногда покупкой и путем
обмена. Обычным делом было пожертвование книг в библиотеку со стороны
профессоров и преподавателей Консерватории. Неоднократно дарил книги
профессор А.И. Рубец, как свои собственные, так и попадавшие к нему в руки
книги других лиц, например, Г. А. Демидова, инспектора Консерватории и
друга А.С. Даргомыжского. Жертвовал книги известный профессор
Консерватории А. С. Фаминцын (1841-1896; 1866-1872). Большую коллекцию нот
подарил итальянский виртуоз-кларнетист, профессор Консерватории Эрнест Каваллини (ЦГИА СПБ ф. 408 оп.1 д 76 л. 65-65 об.), собственную
музыкальную библиотеку - известный писатель В.А. Соллогуб (ЦГИА СПБ ф.408
оп.1 д.76 л. 116). Присылали в дар изданные ими книги музыкальные издатели
Н.Ф. Финдейзен и В.В. Бессель. Сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова,
несколько раз жертвовала в библиотеку Консерватории автографы и партитуры
композитора (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.204 л. 107об.,109). После смерти
композитора Н.Я. Афанасьева его книги поступили в библиотеку Консерватории
(ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.2 л.59).
Прирастала библиотека и покупкой. В 1883 у вдовы режиссера Императорских
театров Соколова была куплена его музыкальная библиотека. В 1868 г., во
время гастролей Берлиоза в России, у него была куплена, за довольно
значительную сумму в 550 франков, партитура его оперы "Троянцы" (ЦГИА СПБ
ф.408 оп.1 д.89 л. 32).
Любопытны факты книгообмена с библиотеками и другими учреждениями. В
благодарность за присланные СПБ Консерваторией партитуры оркестровых
сочинений русских композиторов Парижская консерватория подарила ей в 1874
г. 17 редких сочинений французских композиторов XVII -
XVIII вв.(ЦГИА СПБ
ф. 408 оп 1 д. 150 л. 171-171 об).
В 1891 году, по просьбе Московской Консерватории, библиотека С.-
Петербургской Консерватории высылала в Москву "весь нотный материал
"Троянцы" Берлиоза" (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д 89 л 37). Осуществлялся также
книгообмен с Нотной конторой Императорских С. – Петербургских театров (ЦГИА
СПБ ф. 408 оп. 1 д . 33 л. 30, 42, 43).
Библиотека Консерватории была неразрывно связана с Музеем Консерватории, в
котором хранились редкие и ценные музыкальные издания, автографы
композиторов, артистов, их изображения, а также собрание различных
музыкальных инструментов. Поэтому и должности библиотекаря как таковой не
существовало, он назывался " заведывающий музеем и библиотекой
Консерватории". При нем состоял один или несколько помощников. В разные
годы эти должности занимали: М. Д.
Прокопович-Антонский (1867-1871),
Н.В.Соловов (1869-1905), И.К.Гунке (1872-1882), А.И.Пузыревский
(1887-1894), Ф.Б.Фельдт (1881-1887), А.И.Фрибус (1887-1917).
Об Александре Ивановиче Фрибусе (1858-1918) современник много позднее
вспоминал: "в продолжении многих лет единолично обслуживавший всю
библиотеку" (См.: Н. А.
Римский-Корсаков и музыкальное образование. – Л.,
1959. – с. 201, прим.)
Э.Л.Поляков
|