О Библиотеке Русского Музыкального Общества

 

 

(Статья, посвященная истории библиотеки ИРМО и С.-Петербургской консерватории, охватывает период с ее основания в 1859 году до 1917 года.)


"Бывшие члены Симфонического Общества приглашаются на собрание, для обсуждения вопроса о возобновлении действий сего Общества. Собрание это назначено в Вторник января 27 дня в 2 часа по-полудни, на квартире Члена Графа Матвея Юрьевича Виельгорского, в собственном его доме на Михайловской площади" (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.3 л.1)
Этим историческим заседанием 27 января 1859 г., на котором Симфоническое общество было преобразовано в Русское Музыкальное Общество (РМО; с 1873 г. общество стало Императорским – ИРМО) было положено начало многим важнейшим событиям в музыкальной жизни России. В частности, библиотека Симфонического общества стала библиотекой РМО, в Уставе которого было сказано, что "Общество … учреждает музыкальную библиотеку" ($1, д). Первый председатель С. Петербургской дирекции РМО, известный музыкальный деятель Матвей Юрьевич Виельгорский, скончавшийся в 1866 г., завещал РМО свою богатую библиотеку. "Наследницы покойного Графа Матвея Юрьевича Виельгорского … , препровождая при сем музыкальную библиотеку оставшуюся после покойного графа в Консерваторию, -- просят Консерваторию принять этот дар в знак памяти покойного графа " (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.76 л.114-114 об.)
В 1862 г. РМО основало первое в России высшее музыкальное учебное заведение – С.-Петербургскую Консерваторию, и библиотека РМО стала, таким образом, библиотекой Консерватории. У истока образования РМО и основания Консерватории стоял Антон Григорьевич Рубинштейн, много сделавший для пополнения библиотечных фондов . Так, в 1861 г. в письме из Берлина Дирекции РМО он упоминает о нотах, посланных в библиотеку его немецким издателем Зенфом (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.3 л.52). В 1862 г. Рубинштейн жертвует библиотеке Консерватории свою коллекцию партитур и музыкально-теоретических сочинений (Бессель В.В. Несколько слов о библиотеке С.-Петербургского Отделения ИРМО// Музыкальный листок, 1875, №13, с.163-166), а в 1891 г. – значительную часть своей музыкальной библиотеки (Т.Сквирская. Из неизданной переписки Антона Рубинштейна, хранящейся в Библиотеке Петербургской консерватории// Антон Григорьевич Рубинштейн: Сб. статей. – СПб.,1997. – с. 174).
Свои собрания нот и музыкальных сочинений жертвовали в библиотеку Консерватории и другие директора С.-Петербургского Отделения РМО: В.А.Кологривов – самый деятельный, пожалуй, после Рубинштейна, член РМО, В.И. Витковский, Д.В. Стасов. Последний, выбранный в число директоров РМО еще на историческом заседании 27 января 1859 г., пожертвовал свое музыкальное собрание в библиотеку Консерватории на закате дней, в 1909 г. Под него выделили особый шкаф, заведующий библиотекой Консерватории А.И.Фрибус закончил описание этого, видимо, последнего крупного дара в дореволюционной истории Консерватории, только в 1915 г. (ЦГИА СПБ ф. 361 оп. 11 д.595 л. 35).
Библиотека Консерватории пополнялась и благодаря нотному материалу произведений, исполнявшихся на ежегодной серии симфонических концертов РМО: например, известный польский композитор С. Монюшко писал в РМО в 1865 г.: "Я очень счастлив, что моя партитура найдет место в столь уважаемой библиотеке" (ЦГИА СПБ ф. 408 оп. 1 д.8. л. 221).
Августейшая покровительница ИРМО вел. Кн. Елена Павловна также неоднократно жертвовала библиотеке музыкальные сочинения из своего собрания, в т.ч. 50 книг "Ecole classique du chant" П. Виардо (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.4 л. 89). После смерти Елены Павловны в 1873 г. часть ее музыкальной библиотеки влилась в библиотеку Консерватории (В.В.Бессель. Цит. Соч.).
Характерным показателем отношения русского общества к библиотеке Консерватории может служить сопроводительное письмо директора Придворной Певческой Капеллы Н.И.Бахметева от 17 мая 1869 г., пославшего в дар библиотеке ряд своих изданий Духовно-музыкальных сочинений: "Кому как не Русскому Музыкальному Обществу и состоящему при нем Училищу (Консерватории) всякой Русский обязан представить посильный труд свой" (ЦГИА СПБ ф.408 оп. 1 д. 76 л. 88).
Самой большой удачей для библиотеки было избрание М.П. Азанчевского в 1866 г. почетным библиотекарем Консерватории и РМО (ЦГИА СПБ ф. 408 оп.1. д. 79 л. 27). Михаил Павлович Азанчевский (1839-1881; заведующий Консерваторией в 1871-1876), богатый помещик, владевший обширными землями на юге России, счастливо сочетал в себе талант мецената, музыканта-любителя и собирателя книг, по преимуществу музыкальных. Подолгу живя заграницей, он мог, не стесняясь в средствах, собирать в Германии, Италии и Франции редкие книги по музыке. В Париже ему удалось купить "одну из лучших музыкальных библиотек, какую только можно было собрать", как характеризует ее авторитетнейший словарь Fetis'а – библиотеку Г.Э.Андерса, французского музыковеда и библиографа, хранителя музыкального отделения библиотеки св. Женевьевы (Сомов В.А. Парижский музыковед и библиотекарь Андерс (1795 – 1866) и его бумаги в Петербургской консерватории//Петербургский музыкальный архив. - Вып.3. – СПб., 1999. – с. 66-82). В 1870 г. М.П. Азанчевский принес в дар библиотеке Консерватории свое богатейшее собрание, включавшее несколько инкунабул, множество палеотипов и изданий XVIII в. – всего около 2500 экземпляров, среди которых были редчайшие и уникальные, а также много автографов. "Ревнуя развитию музыкального искусства в России, - писал он, - и глубоко сочувствуя тем быстрым и основательным успехам, которые сделала музыка в нашем обществе благодаря учреждению Русского Музыкального Общества, я желал бы со своей стороны содействовать доброму делу передачею принадлежащей мне библиотеки в состав библиотеки Русского Музыкального Общества в С – Петербурге" (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.145 л.2).
Первым теоретическим обоснованием развития музыкальных библиотек в России была "Записка об устройстве музыкальной библиотеки при Русском Музыкальном Обществе", поданная М.П.Азанчевским в 1870 г. в Дирекцию СПБ Отделения РМО одновременно с пожертвованием им своей музыкальной библиотеки СПБ Консерватории (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д. 145 л.4-7об.). "Записка" была составлена на европейском уровне библиографических знаний и начиналась словами: "При образовании какой бы то ни было библиотеки надо придерживаться таких общих правил, которые выработаны уже наукою библиографиею".
Фонды Библиотека пополнялись в основном дарами, иногда покупкой и путем обмена. Обычным делом было пожертвование книг в библиотеку со стороны профессоров и преподавателей Консерватории. Неоднократно дарил книги профессор А.И. Рубец, как свои собственные, так и попадавшие к нему в руки книги других лиц, например, Г. А. Демидова, инспектора Консерватории и друга А.С. Даргомыжского. Жертвовал книги известный профессор Консерватории А. С. Фаминцын (1841-1896; 1866-1872). Большую коллекцию нот подарил итальянский виртуоз-кларнетист, профессор Консерватории Эрнест Каваллини (ЦГИА СПБ ф. 408 оп.1 д 76 л. 65-65 об.), собственную музыкальную библиотеку - известный писатель В.А. Соллогуб (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.76 л. 116). Присылали в дар изданные ими книги музыкальные издатели Н.Ф. Финдейзен и В.В. Бессель. Сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова, несколько раз жертвовала в библиотеку Консерватории автографы и партитуры композитора (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.204 л. 107об.,109). После смерти композитора Н.Я. Афанасьева его книги поступили в библиотеку Консерватории (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.2 л.59).
Прирастала библиотека и покупкой. В 1883 у вдовы режиссера Императорских театров Соколова была куплена его музыкальная библиотека. В 1868 г., во время гастролей Берлиоза в России, у него была куплена, за довольно значительную сумму в 550 франков, партитура его оперы "Троянцы" (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д.89 л. 32).
Любопытны факты книгообмена с библиотеками и другими учреждениями. В благодарность за присланные СПБ Консерваторией партитуры оркестровых сочинений русских композиторов Парижская консерватория подарила ей в 1874 г. 17 редких сочинений французских композиторов XVII - XVIII  вв.(ЦГИА СПБ ф. 408 оп 1 д. 150 л. 171-171 об).
В 1891 году, по просьбе Московской Консерватории, библиотека С.- Петербургской Консерватории высылала в Москву "весь нотный материал "Троянцы" Берлиоза" (ЦГИА СПБ ф.408 оп.1 д 89 л 37). Осуществлялся также книгообмен с Нотной конторой Императорских С. – Петербургских театров (ЦГИА СПБ ф. 408 оп. 1 д . 33 л. 30, 42, 43).
Библиотека Консерватории была неразрывно связана с Музеем Консерватории, в котором хранились редкие и ценные музыкальные издания, автографы композиторов, артистов, их изображения, а также собрание различных музыкальных инструментов. Поэтому и должности библиотекаря как таковой не существовало, он назывался " заведывающий музеем и библиотекой Консерватории". При нем состоял один или несколько помощников. В разные годы эти должности занимали: М. Д. Прокопович-Антонский (1867-1871), Н.В.Соловов (1869-1905), И.К.Гунке (1872-1882), А.И.Пузыревский (1887-1894), Ф.Б.Фельдт (1881-1887), А.И.Фрибус (1887-1917).
Об Александре Ивановиче Фрибусе (1858-1918) современник много позднее вспоминал: "в продолжении многих лет единолично обслуживавший всю библиотеку" (См.: Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. – Л., 1959. – с. 201, прим.)
 
Э.Л.Поляков
 

- На главную
- История
- Структура
-
Выставки
- Новости
-
Контакты