Отдел рукописей

 

  История

Отдел рукописей научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории представляет собой уникальное собрание материалов по истории русской и западноевропейской музыки.

Здесь хранятся автографы музыкальных произведений, письма композиторов и музыкантов XVIII-XX веков; крюковые и нотолинейные рукописи XVI-XIX веков, программы и афиши концертных выступлений и оперных спектаклей, редкие издания, многие из них с владельческими надписями. Имеется богатое собрание фотографий.

В основе собрания рукописей Петербургской консерватории лежат материалы библиотеки РМО. Фонды отдела складывались постепенно, начиная с первых лет существования консерватории, в основном благодаря частным пожертвованиям. Среди дарителей – известнейшие музыканты и общественные деятели – А.Г. Рубинштейн, В.А. Кологривов, Г.А. Демидов, М.П. Азанчевский, А.И. Рубец и др. Отдел пополняется новыми материалами и в настоящее время, а его фонды постоянно привлекают внимание исследователей.

Отдел рукописей как самостоятельное подразделение был создан в ноябре 1938 года. Первой заведующей отделом стала А.С.Ляпунова. Она разработала основные направления деятельности отдела (учет, систематизация, каталогизация, хранение рукописных материалов, их библиографическое и научное описание, публикация документов), которые успешно развиваются и в настоящее время. В 1990 году в Отделе рукописей был создан научно-исследовательский сектор и утвержден его штат.

А.С. Ляпунова. Фото конца 1930-х годов

Выставка, посвященная столетию со дня рождения А.С.Ляпуновой. 2003 г.

Сотрудниками отдела проводится большая научно-исследовательская работа по изучению рукописей. Они регулярно выступают на различных научных международных семинарах и конференциях, публикуют статьи, организуют выставки. С 1996 года Отдел проводит ежегодные международные научные конференции «Чтения Отдела рукописей», издает периодический сборник «Петербургский музыкальный архив». В 2002 году был подготовлен альбом «Санкт-Петербургская консерватория. Документы и материалы из фондов Библиотеки и Музея».

Структура

Зав. отделом, канд. искусствоведения – Тамара Закировна Сквирская
Зав. сектором, хранитель рукописей – Лариса Алексеевна Миллер
Научные сотрудники:
канд. искусствоведения Флорентина Викторовна Панченко
Владимир Александрович Сомов
Эльвира Анатольевна Фатыхова

Фонды

Фонд нотных рукописей, писем и других материалов – 7500 ед. хр.
Иконографический фонд – 1500 ед. хр.
фонд редких изданий – 2500 экз.

Состав фондов

В отделе хранятся нотные рукописи выдающихся русских композиторов, среди которых автографы М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, Д. Д. Шостаковича.

А.П._Бородин Квартет №1. 1875-1879.
Черновой набросок.  Л. 6

А.К. Глазунов. Раймонда. Балет в 3 актах.
Оп. 57. Переложение для фортепиано в 2 руки.
 Автограф. 1897 г.

 

А.К Лядов. Bagatelles. Для фортепиано в 2 руки. Л. 1. Автограф. 1902-1903 гг.

М.П. Мусоргский. Царь Саул. Нотный автограф из альбома Г. Демидова. 1863

А.Г.  Рубинштейн. Увертюра_к открытию нового здания консерватории. Автограф. Л. 38. 1896 г.

П.И._Чайковский. Музыка к гимну «К радости» Шиллера. Партитура. Автограф. 1865 г. Л. 34.

Н.А. Римский-Корсаков. Золотой петушок. Опера в 3-х действиях. Автограф. 1907 г.

Н.А. Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже. Опера в 4-х действиях. Автограф. 1903 г.

Переписка, деловые бумаги, документы, поздравительные адреса А.Г. Рубинштейна, А.Н. Серова, К.Ю. Давыдова, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Глазунова, а также материалы архива М.П. Беляева и Попечительного Совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, в составе которого находятся автографы А. Скрябина, С.Прокофьева, С. Рахманинова.

М.А. Балакирев. Письмо А.Р. Бернгарду.
СПб. 1881 г.

С.С. Прокофьев. Расписка. Автограф. 1917 г.

Материалы западноевропейских композиторов представлены отдельными нотными автографами, среди которых автографы Г. Доницетти, Л. Бетховена, В.А Моцарта, Ф. Мендельсона.

Ф. Мендельсон, И. Мошелес. Fantasie und Variation uber Preciosa. Автограф. 1833

Ф. Мошелес. Сведения об истории создания  Fantasie und Variationen uber Preciosa
Ф. Мендельсона  и  И.  Мошелеса.  1833

Значительное место принадлежит собранию копий партитур и оркестровых партий опер итальянских композиторов XVIII века, некоторые из них чрезвычайно редки.
В отделе хранятся письма зарубежных музыкантов – Р. Вагнера, К. Сен-Санса, Ф.Мендельсона, И. Брамса, Л. Бетховена, Л. Керубини, Д. Фильда и др.

Паизиелло. La Passione di Jesu Cristo. Партитура. 1782 г. Титульный лист

Вагнер_Р. Письмо Г.Э. Андерсу. 1854 г. Л. 2

Иконографический фонд содержит подлинные фотографии музыкантов, композиторов, педагогов консерватории, известных исполнителей XIX-XX веков: М. П. Мусоргского, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, И. Гофмана, Я. Хейфеца, Т.Лешетицкого, Г. Венявского, Л. Ауэра, А.Г. Рубинштейна. Многие их них – с дарственными надписями. Некоторые фотографии выполнены известными мастерами XIX века, среди которых – Наппельбаум, Булла, Везенберг, Бергамаско, Левицкий, Мрозовская.

Л.С. Ауэр с учениками М. Берсон, А. Зайдель,
М. Розен, Я. Хейфец

М.П. Беляев. Фото E. Huth. Дрезден, 90-е г. XIX в.

А.В. Вержбилович. Фото

К.Ю. Давыдов. 80-е гг. XIX в.

И.В. Ершов в роли Гришки Кутерьмы в опере
Н.А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже". Фото К.А. Фишера, 1912.
С автографом И. Ершова

Т. Лешетицкий. Фото Е. Bertel. 1897 г.
С автографом Т. Лешетицкого

Ф.В. Литвинова. Фото

А.К. Лядов. Фото

 

П.И. Чайковский. Фото из альбома М.П. Беляева

 

В составе собрания редких книг – отечественные книги XVIII-XX вв., в том числе и с дарственными надписями – учебники, монографии, периодические издания, либретто. Отметим издание И.Д.Герстенберга «Карманная книга для любителей музыки на 1795 г», «Основательное скрипичное училище» Л. Моцарта (СПб., 1804), комплект журнала «Аполлон». Особенно интересны книги из личных библиотек А.Г. Рубинштейна, М.А. Балакирева, А. И. Рубца, А.В. Оссовского.  Многие издания с дарственными надписями.


Каталоги и картотеки

Алфавитный каталог нотных рукописей ( 4000 записей)
Алфавитный каталог писем русских корреспондентов ( 6300 записей)
Алфавитный каталог писем иностранных корреспондентов ( 1800 записей)
Алфавитный каталог редких изданий (1500 записей)
Систематический каталог фотографий (1200 записей)
Систематический каталог редких изданий (1500 записей)
Именной указатель (1800 записей)
Предметный указатель (900 записей)
Перекрестный каталог (900 записей)

Электронные ресурсы

БД «Автографы П.И. Чайковского в фондах Петербурга» (728 записей)
БД «Нотные рукописи А.К. Глазунова в отделе рукописей НМБ СПбГК»
БД «Автографы М.П. Мусоргского в отделе рукописей НМБ СПбГК»
Создается фонд электронных страховых копий наиболее ценных материалов отдела
(1500 записей)

Научно-исследовательская работа

Основной сферой деятельности отдела является выявление, изучение и публикация материалов по истории мировой музыкальной культуры. Круг научных интересов сотрудников Отдела рукописей обширен и разнообразен – история древнерусского певческого искусства, музыкальная культура XVIII века, творческое наследие композиторов-классиков (Д.С. Бортнянского, М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.К. Глазунова, С.С. Прокофьева), русско-французские культурные связи, история книги.

Выпускаются каталоги-справочники. Укажем на каталог-справочник «Автографы Н.А. Римского-Корсакова» (составитель Т.З. Сквирская), каталог автографов М.П. Мусоргского (составитель Л.А.Миллер) и каталог «Певческие книги Выголексинского письма. XVIII-первая половина XIX века» ( Ф.В. Панченко).
 Отдел готовит периодический сборник научных трудов «Петербургский музыкальный архив».

Сотрудники регулярно выступают с докладами на различных семинарах и конференциях, как в России, так и за рубежом.
Укажем некоторые из них:
1998 – Московская консерватория. Конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные архивы в России».
Выступления Т.З. Сквирской с докладом «Рукописи зарубежных музыкантов в Петербургской консерватории» и Э.А. Фатыховой «Русские музыкальные рукописи в частных архивах Мюнхена»;
1999 – Городской исторический Музей г. Ольштын (Польша). Конференция «Старообрядцы в Польше». Доклад Ф.В. Панченко на тему «О певческой традиции балтийских староверов»;
2000 – Дом-музей П.И. Чайковского в Клину. Конференция «Мир Чайковского и XXI век». Доклады Т.З. Сквирской «Рукописное наследие Чайковского в Петербурге» и В. А. Сомова «Французская книга в библиотеке П.И. Чайковского»;
2001 – Киевская консерватория. Конференция «Бортнянский и мировая музыкальная культура», доклад Т.З. Сквирской «Бортнянский и Чайковский»;
2002 – Национальная библиотека Венгрии. Будапешт (Венгрия). Конференция «Национальные библиотеки и формирование национального самосознания». Доклад В.А. Сомова «От Библиотеки Академии наук до императорской Публичной библиотеки»;
2002 – Петербургская консерватория. Конференция, посвященная 140-летию консерватории, доклад Миллер Л.А. «О рукописи М.П. Мусоргского “Иванова ночь на Лысой горе”»;
2003 – Университет Париж-IV (Сорбонна). (Париж, Франция). Конференция «Французское влияние в России XVIII в.». Доклад В. А. Сомова «Французская книга в России во второй половине XVIII в.»;
2003 – XIV международный семинар «Немцы в России: Русско-немецкие научные и культурные связи. Доклад О.Н. Блескиной и В.А. Сомова «Немецкие книги XVI-XIX вв. в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории. (Собрание Г.Э. Андерса-М.П.Азанчевского)»;
2003 – «Бражниковские чтения», Санкт-Петербург. Доклад Ф.В. Панченко «К вопросу о певческом исполнении канонов»;

Сотрудники отдела являются постоянными участниками некоторых конференций, проводимых Петербургской консерваторией, РНБ, БРАН и ИРЛИ (Пушкинский Дом): «Невские хоровые ассамблеи», «Бражниковские чтения» «Малышевские чтения», «Петербургские чтения», «Павленковские чтения».

 

Международная научная конференция «Чтения Отдела рукописей»

С 1996 года Отдел рукописей проводит ежегодные «Чтения Отдела рукописей», на которых рассматриваются проблемы музыкальной текстологии и источниковедения. Первые конференции были посвящены обзору рукописных фондов библиотек и архивов Петербурга и Москвы, исследованию материалов XV-XIX веков. Дальнейшие чтения были тематическими:
1999 – Музыкальная культура Пушкинской эпохи (к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина) (IV Чтения);
2000 – Жизнь и творчество П.И. Чайковского: Источники изучения (V Чтения).
2001 – Александр Глазунов: Творчество и судьба (VI Чтения);
2002 – История музыкальной культуры: Петербургские страницы. К 300-летию Петербурга и 140-летию Консерватории (VII Чтения);
2003 – Музыкальные рукописи русских композиторов: вопросы описания, изучения и публикации (к 100-летию со дня рождения А.С. Ляпуновой);

Возложение цветов на могилу П.И.Чайковского.
V Чтения Отдела рукописей

В Чтениях рукописного отдела выступают ученые-текстологи, музыковеды – М.Г. Арановский, П.Е. Вайдман, А.И. Климовицкий, Е.М. Левашев, Л.Г. Данько, А.Н.Кручинина, А.С.Белоненко, З.М. Гусейнова, Т.А.Зайцева, Е.Н.Дулова, М.Н.Щербакова и многие другие представители различных научно-исследовательских учреждений и организаций России – Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Московской государственной консерватории, Государственного Института искусствознания, Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, Российского института истории искусств (Петербург), Российской национальной библиотеки, библиотеки Мариинского театра, Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), дома-музея Н.А. Римского-Корсакова в Петербурге, Петербургской консерватории. В Чтениях участвовали и зарубежные исследователи – Стефан Муир (Бреттон-холл колледж университета Лидса, Великобритания), Клаус Кейль (RISM, Германия), Памела Томпсон (отв. Секретарь Международной ассоциации музыкальных библиотек и архивов, Лондон), Александр Познанский (USA) и др. С докладами выступили все сотрудники Отдела.

Большинство конференций сопровождалось тематическими выставками из фондов Рукописного Отдела. Выставка к конференции, посвященной А. Глазунову, была организована совместно с Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Участники Чтений Отдела рукописей. 2001

«Петербургский музыкальный архив»

 

Отдел издает сборник «Петербургский музыкальный архив». Директор серии «ПМА» – директор библиотеки Е.В. Некрасова, редколлегия – сотрудники Отдела Т.З. Сквирская (отв. ред.), Л.А. Миллер, Ф.В. Панченко, В.А. Сомов. В настоящее время изданы 4 выпуска ПМА.

Все выпуски ПМА посвящены изучению музыкально-рукописного наследия. Они включают обзоры музыкальных рукописных фондов архивов, библиотек и музеев, как российских, так и зарубежных, исследовательские статьи и публикации документов. Все материалы содержат новые сведения по истории музыкальной культуры, документы о жизни и творчестве русских и зарубежных музыкантов, некоторые документы впервые вводятся в научный оборот.

Рассматриваются древнерусские певческие рукописи, источники по истории русской композиторской школы доглинкинской эпохи, рукописное наследие классиков русской музыки XIX-начала XX в., в том числе, Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова, Прокофьева, зарубежных музыкантов – А. Шенберга, Р. Вагнера, З. Дена и др.

Значительная часть материалов посвящена истории Петербургской консерватории и ее рукописным фондам. Рассмотрены деятельность и наследие педагогов Консерватории и ее сотрудников (Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, А.К. Глазунова, К.Ю. Давыдова, М.П. Азанчевского, А.С. Ляпуновой).

В числе авторов сборника – выдающиеся музыковеды А.И. Климовцкий, П.Е. Вайдман, Л.Г. Данько, Г.К. Абрамовский, А.Н. Кручинина, З.М. Гусейнова. Они представляют научные и учебные учреждения Москвы, Петербурга, Клина, Воткинска, Казани, а также Великобритании, США.

Публикации о фондах отдела

 

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты