О.Н.Блескина

  

Редкие издания XV-XVI в. в собрании библиотеки

Санкт-Петербургской консерватории

 
 

 Собрание редких книг библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, насчитывающее около 2,5 тысяч единиц, представляет собой уникальную, компактную коллекцию редких изданий XV-XVIII в. по музыке и смежным дисциплинам[1]. В основе этого собрания лежит знаменитая коллекция западноевропейских книг русского музыкального деятеля, директора консерватории в 1871-1876 г. Михаила Павловича Азанчевского (1839-1881), Значительную часть своей коллекции М.П.Азанчевский сформировал в Западной Европе, где учился и проживал в конце пятидесятых – шестидесятые годы. В 1868 г. он приобрел в Париже библиотеку хранителя музыкального отделения Императорской библиотеки Готфрида Андерса[2], считавшуюся, по отзывам современников, одной из лучших музыкальных библиотек того времени[3]. В 1870 г. М.П.Азанчевский подарил свою библиотеку Русскому музыкальному обществу и консерватории, присоединив к коллекции Андерса и свои личные фонды[4].

Наиболее ценную часть книжного собрания консерватории составляют 129 редких книг XV-XVI в. на латинском и западноевропейских языках, хранящихся в Отделе иностранной литературы, в том числе - 4 инкунабулы и 58 палеотипов[5]. Практически все они имеют экслибрисы М.П.Азанчевского и происходят из его коллекции. Книги, собранные русским музыкальным деятелем, относятся к различным отраслям знаний. Значительная часть их посвящена теории и практике музыки, однако, кроме музыкальных изданий, в его библиотеке также представлены учебные пособия по математике, грамматике, изучению древних языков, риторике, поэзии, медицине, литературные и философские сочинения. И этот набор книг не случаен. Коллекция редких книг, собранная Г.Андерсом и М.П.Азанчевским, по нашему мнению, является отражением взглядов музыковедов-библиофилов XIX в. на то, какие книги могут быть необходимы музыканту для его гармоничного всестороннего образования. Напомним, что традиция комплектования подобного рода библиотек идет еще от средневековья, где преподавание на артистическом факультете университетов семи свободных искусств - тривия и квадривия, куда входили грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, требовало наличия в университетской библиотеке книг по всем этим дисциплинам.

Редкие книги коллекции М.П.Азанчевского представляют значительный интерес для исследователей не только своим содержанием, ибо многие из них неоднократно переизданы в более позднее время, но в первую очередь многочисленными владельческими записями, маргиналиями и пометами, оставленными в книгах их владельцами[6]. Эти записи рассказывают о судьбах книг, об их миграции к разным владельцам, читательском спросе на то или иное издание, отражают отношение читателей к содержанию прочитанных книг на протяжении веков.

Самой ранней печатной книгой, хранящейся в консерватории, является первое издание сочинения Гуго Шпехтсхарта из Рейтлингена с названием «Цветы музыки или Лучшие образцы грегорианского пения с комментариями», выпущенное в 1488 г. в Страсбурге известным немецким типографом Иоганном Прюссом (Spechtshart, Hugo Reutlingensis. Flores musicae omnis cantus Gregoriani cum commentariis. Argentine, per Johannem Pryss, 1488)[7]. Гуго Шпехтсхарт (ок.1285-1359/60), священник, капеллан и школьный учитель в Рейтлингене, написал свой музыкальный трактат в 1322 г. в учебных целях. Это сочинение содержит главы о сольмизации, монохордах, интервалах и церковных ладах (тонах), снабженные нотными примерами григорианских песнопений[8].

К числу книжных раритетов библиотеки консерватории принадлежит конволют сочинений Боэция[9]. В этой книге владельцем собраны и переплетены первый том сочинений Боэция, изданный в 1492 г. в Венеции типографами Джованни и Грегорио Грегори (Boethius, Anicius Manlius Torquatus Severinus. Opera et philosophica minora, theologica, mathematica. [Vol.1]. Venetiis, per Johannem et Gregorium de Gregoriis fratres, 18.VIII.1492), «золотая» книга средневековья «Утешение философией»[10] и трактат «О школьном обучении», выпущенные в 1497 г. в одной книге этими же типографами (Boethius, Anicius Manlius Torquatus Severinus. De consolatione philosophiae. De disciplina scholarium. Venetiis, per Joannem de Forlivio et Gregorium fratres, 10.II.1497). Автор более 20 сочинений, Боэций (ок.480-524) известен как римский государственный деятель, философ, математик и теоретик музыки. Трактат Боэция «О музыке» в пяти книгах, написанный между 500-507 г. и включенный в первый том первого издания сочинений, посвящен проблемам гармонии и акустики греческой музыки. В средние века он был основным источником изучения античной музыкальной теории. Кроме инкунабул сочинений Боэция, в библиотеке также есть два издания его сочинений, выпущенных в 1546 и 1570 г. известным базельским типографом Генрихом Петри. Эти книги интересны имеющимися в них владельческими записями и пометами, рассказывающими об их судьбе. Так, например, в издании сочинений Боэция 1546 г.[11] хранителем Королевской библиотеки в Париже Жаном Госселином[12] в 1558 году оставлены многочисленные записи об авторе и его книге (л.[1]: “I[oannes] Gosselinus, 1558”; на с.1236: “Hos numeros perfectos ego Ioannes Gosselinus Regiae Bibliothecae custos...” и другие). Издание сочинений Боэция 1570 г., как указывают пометы, принадлежало библиотеке Сорбонны (штампы на титульном листе и с.1546: «BIBLIOTHEQUE DE SORBONNE»)[13].

Четвертая инкунабула нашего собрания напечатана в Эрфурте в 1500 г. Вольфгангом Шенкеном и состоит всего из шести листов[14]. Она содержит трактат о стихосложении веронского гуманиста XV в. Иоанна Сульпиция (Sulpitius, Ioannes, Verulanus. De versuum scansione et syllabarum quantitate. Erffordie, per Wolfgangum Schenckenn, 1510). Многочисленные маргиналии начала XVI в. в книге свидетельствуют о значительном интересе к поэтическому искусству и к этому трактату в указанный период. Издание трактата Сульпиция 1500 г. чрезвычайно редко и по справочным изданиям кроме нашей библиотеки имеется только в книгохранилищах Вроцлавского университета и Апостольской библиотеки Ватикана[15].

Античная теория музыки и эстетика в книжном собрании консерватории представлена сочинениями таких известнейших греческих писателей и философов, как Аристотель, Аристоксен, Клавдий Птолемей и Плутарх.

Учение о музыке изложено в нескольких работах Аристотеля (384-322 до н.э.), в том числе в трактате «Поэтика», переведенном на латинский язык итальянским гуманистом Антонио Риккобони. В библиотеке консерватории хранится экземпляр издания «Поэтики» Аристотеля 1587 г. (Aristoteles. Poetica. Ars Comica. Patavii, apud Paulum Meietum, 1587)[16].

Ученик Аристотеля философ и теоретик музыки Аристоксен (ок.354-300 до н.э.) изложил свое учение о музыке в многочисленных работах. Им написано 453 сочинения, из которых до нашего времени сохранились лишь отрывки[17]. Истории музыки было посвящено его сочинение «Застольные беседы» в изложении Плутарха. В более поздних редакциях до нас дошел труд Аристоксена «Элементы гармонии» в трех книгах, где автор сформулировал задачи музыки и определил ее содержание. В библиотеке консерватории хранится венецианское издание 1562 г., в котором указанное сочинение Аристоксена напечатано вместе с трактатом о гармонии Клавдия Птолемея (ок.90-ок.160) и комментариями Аристотеля к сочинению Порфирия (Aristoxenus. Harmonicorum elementorum libri III. C.Ptolemaei Harmonicorum, seu de Musica libri III. Aristotelis de obiecto auditus fragmentum ex Porphyrij commentarijs. Venetiis, apud Vincentium Valgrisium, 1562)[18]. Как свидетельствует сохранившаяся в книге владельческая печать на титульном листе, до поступления в коллекцию Андерса-Азанчевского книга принадлежала библиотеке церкви Сан Джакомо Маджоре в Болонье («BIBLIOT[HECA] S[ANCTI] IACOBI MAIORIS BONON[IENSIS]»)[19].

Сочинения писателя и философа Плутарха из Херонеи (ок.46-120) представлены в библиотеке тремя изданиями XVI в. Это – трактат об этике в трех томах в переводе Вильгельма Ксиландера (Plutarchus. Moralia. Intr.: M.Guilielmus Xylander. [T.I-III]. Basileae, per Thomam Guarinum, 1572)[20], трактат о музыке, выпущенный в 1507 г. в Брешии Анджело Британским (Plutarcus. Musica. Transl.: Charolus Valgulius. Brixiae, per Angelum Britanicum, Cal. Aprilis, 1507)[21] и 2 тома перевода «Моралии» на французский язык, выполненного известным гуманистом Жаком Амио (Plutarque. Les oeuvres morales et meslees de Plutarque. Transl.: M.Iaques Amyot. [T.I-II]. Paris, chez Iaques du Puys, 1578-1579)[22]. Трактат «Музыка», авторство которого окончательно еще не установлено, написан в форме диалога и содержит пересказ исторических сведений о возникновении музыки из сочинений Аристотеля, Аристоксена и Платона. Палеотип «Музыки» Плутарха, хранящийся в нашем собрании, представляет особую ценность, ибо это издание отсутствует в каталогах таких крупнейших библиотек, как библиотека Британского музея, библиотека Кембриджа и Национальная библиотека Франции[23]. Базельское издание «Моралии» Плутарха 1572 г. также отсутствует в собраниях этих библиотек[24].

Из редких изданий XVI в. сочинений античных авторов, хранящихся в библиотеке консерватории, следует упомянуть два издания труда греческого грамматика Афинея из Навкратиса (III в. до н.э.) с названием «Пирующие ученые» (Athenaeus, Naucratita. Dipnosophistarum sive coenae sapientum libri XV. Lugduni, apud Sebastianum Barptolomaei Honorati, 1556; Athenaeus, Naucratita. Dipnosophistarum libri XV. Ed.: I.Casaubon. Transl.: I.Dalechamp. [Heidelberg], apud Hieronymum Commelinum, 1597)[25]. В этом произведении в подражание Платону описывается застольная беседа ученых мужей об искусстве, литературе и грамматике. Хранящееся у нас лионское издание 1556 г. также не значится в каталогах крупнейших библиотек Лондона, Кембриджа и Парижа. На основании владельческой записи на титульном листе эта книга в XVII в. принадлежала Саварию, канонику конгрегации св.Мавра («Savarij canonici S[anc]ti Mavri coll[egium]”). Ученые этой конгрегации занимались сбором древних рукописей по церковной истории с целью публикации их текстов[26].

В библиотеке консерватории в изданиях XVI-XVII в. представлены сочинения крупнейших теоретиков музыки эпохи Возрождения - Франкино Гафори (Гафури), Генриха Лорити (Глареана), Пьетро Арона, Винченцо Галилея, Николо Вичентино, Франсиско Салинаса, Лодовико Цаккони и Джозеффо Царлино.

Так, например, здесь хранятся четыре издания XVI в. трудов швейцарского ученого-гуманиста Глареана (1488-1563). Среди них - первый трактат «Введение в музыку», впервые изданный в 1516 г. в Базеле в знаменитой типографии Иоганна Фробена и содержащий главы о сольмизации, интервалах, ладах и их применении (Glareanus, Henricus Loritus. Isagoge in musicen. [Basel, in aedibus I.Frobenij, Id.Maias 1516])[27]. Другое наиболее известное произведение Глареана в трех книгах с названием «Двенадцатиструнник», содержащее теорию 12 ладов, представлено первым изданием 1547 г., выпущенным типографом Генрихом Петри (Glareanus, Henricus Loritus. Dodekachordon libri III. Basileae, per Henrichum Petri, novembri 1547)[28]. В книге присутствуют владельческие записи и экслибрисы, по которым можно восстановить историю ее бытования. Из помет следует, что в течение XVI-XVIII в. книга сменила нескольких владельцев (запись на титульном листе: «Coll[egii] Rom. Soc[ietatis] Jes[u] Cat[alogus] inscr[iptus] ex Bibl[iotheca] Muren[sis]”; экслибрисы на обороте титульного листа: «Ex Libris Franc[isci] Ant[onii] Vallotti Min. conv.1759»; «Maestro Gaetano Gaspari»). Изданная в Базеле книга, сначала принадлежала библиотеке бенедиктинского аббатства Мури в Швейцарии. В дальнейшем судьба книги прослеживается на территории Италии. Как указывает запись, после монастырской библиотеки она принадлежит римской коллегии общества иезуитов. В 1759 г. владельцем книги был итальянский философ, композитор и теоретик музыки Франческо Антонио Валотти (1697-1780), а затем - итальянский писатель и музыкант, автор трудов по истории музыки в Болонье Гаэтано Гаспари (1807-1881)[29]. Владельцами экземпляра издания «Эпитома музыки из Двенадцатиструнника Глареана» 1559 г. (Glareanus, Henricus Loritus. Musicae epitome ex Glareani Dodecachordo. Basileae, ex officina Hieronymi Curionis, impensis Henrici Petri, 1559) в XVI-XVII в. были пастор Иоанн Шаллер из г.Базеля и Николай из Радонта (владельческие записи на тит. л.: Sum Ioannis Schalleri Basileaе Rauracor[um] 1568. 10 Maj; Sum Nicolai à Radont (?) 1627. Cal[endae] Maij; написана по старой записи 1572 г.)[30].

Автором 15 трактатов о музыке является итальянский теоретик и композитор, капельмейстер Миланского собора Франкино Гафори (1451-1522). Самые важные из его трудов - «Практика музыки» в четырех книгах и «Сочинение о гармонии музыкальных инструментов» на латинском языке - представлены в библиотеке тремя итальянскими палеотипами с гравюрами и нотными примерами (Gaffurius, Franchinus. Practica Musicae utriusque cantus excellentis Franchini Gaffori Laudensis… quatuor libris modulatissima. Brixiae, per Bernardinum Misintam de Papia. Angeli Britannici, Id.6 1502[31]; Gaffurius, Franchinus. Practica Musicae quattuor libris. Venetiis, per Augustinum de Zannis de Portesio, 28.VI.1512[32]; Gaffurius, Franchinus. De Harmonia musicorum instrumentorum Opus. Mediolani, per Gotardum Pontanum Chalcographum, 27.XI.1518[33]). Благодаря наличию владельческих записей, наибольшую ценность представляют экземпляры изданий 1512 и 1518 г. Так, например, владельцами палеотипа Гафори 1518 г., как свидетельствуют записи на форзаце в начале книги, в XVI-XVII в. были: священнослужитель семинарии в Пьяченце Маркантонио Камполонго; доктор правоведения Лодовико Саламони, унаследовавший книгу после смерти дяди протоиерея Бернардино Саламони; старший каноник церкви св.Флоренца Томазо Лонги; схоластик и секретарь капитула Пьетро Андреа Лонги; Пьетро Рикорди; Джозеф Боселло, купивший книгу 9 сентября 1630 г. у Геррео (?); Джованни Баптиста Фарольди, получивший эту книгу в дар 28 апреля 1674 г. от каноника Андреа Боселло (на форзаце: “1588 Di Marc' Antonio Campolongo Сhierico del Seminario di Piacenta”; “A di 27 Genaro 1676. Il Sig[no]r Ludouico Salamoni Dottore dell’una et l’altra legge ha pigliato il posesso dell’Arciprettura della Colleggiata di S.Fiorenzo di Fiorenzuola ottenuta dal medemmo а Roma Rinuntia fattali dal Sig[no]r Arciprete Bernardino Salamoni Zio del Sud[det]to Sig[no]r Ludouico, et il posesso gli e stato dato dal Sig[no]r J. Tomaso Longhi Can[oni]co Seniore di detta Coleggiata con interuento di tutti gli altri Sig[no]ri Ca[n]nonici; “L’Instromento di d[uom]o posesso e stato rogato dal Sig[no]r Pietro Andrea Longhi Scol[astic]o Piacenti[n]o et Cancelliere di d[uom]o Cap[ito]lo”; на тит. л.: “Est Petri Recorde” (зачеркнута); “Est Marci Antonij De Campolongis”; “Emptus à Gerreo (?) Joseph Bosello de anno 1630 nonis s[eptem]bris”; “Puluere quis”; “Joseph Bosellus possidet hunc librum”; “1674 die 28 Aprilis Presente[m] liber. largitus est mihi Jo[annem] Bapt[istae] Faroldo M.R[everendus] D[ominus] Can[onic]us Andreas Bosellus”). Венецианское издание 1512 г. принадлежало кавалеру Маркантонио Франческо Росси из Сан-Миниато, купившему книгу в Пизе в 1707 г. (запись на обороте тит.л.: “Del' Cav[alie]re Marc' Antonio Fran[ces]co Rossia - di S[ant] Miniato comprato l'anno 1707 - in Pisa – L.igis”).

К числу интереснейших музыкальных изданий XVI в., хранящихся в библиотеке консерватории, принадлежат четырехтомное собрание сочинений знаменитого итальянского теоретика музыки и композитора Джозеффо Царлино (1517-1590), вышедшее в Венеции в 1588-89 гг. (Zarlino, Gioseffo. De tutte l'opere. [Vol.I-IV]. Venetia, appresso Francesco de Franceschi Senese, 1588-1589)[34], и второе венецианское издание его книги «Установления гармонии» 1562 г. (Zarlino, Gioseffo. Le istitutioni harmoniche. Venetia, appresso Francesco Senese, 1562)[35]. Оба издания Царлино, кроме экслибрисов М.П.Азанчевского, имеют записи владельцев XVII в. Из этих записей следует, что книга «Установления гармонии» в XVII в. находилась на территории Италии в пользовании разных лиц из знатных итальянских семей: Иеронимо Панчиатичи, Филиппо Виллани, Констанция Маньи, а также - христианской общины из г.Фезулы (записи на титульном листе: “Ad Usu[m] Fr. Hieronom[i] (sic !) de Panciatichis et F. Philipp[i] de Villanis s.temporaneu[m]”; “Ad usu[m] F. Consta[n]tij Magni ex elemosinis Paternis” (зачеркнута); “Liber iste est Con[ventus] S[an]c[t]i Dom[ini] de Fesulis)”. «Собрание сочинений» Царлино, как указывает владельческая запись на титульном листе второго тома, принадлежала сеньору Джованни Каризио (“Sig[no]r Gioanni Carisio”)[36]. В коллекцию Азанчевского это издание попало с распродажи книг Ж.Фарренка 18 апреля 1866 г. (наклейка с записью на обороте верхней крышки переплета: Acheté a la Vente farrenc le 18 Avril 1866 № 448).

Как следует из записи на титульном листе издания «Диалог о древней и новой музыке» Винченцо Галилея (“Оffert a Monsieur Anders par A.Farrenc, comme un témoignage de sa haute estime”), эта книга также принадлежала французскому флейтисту и музыковеду Жаку Ипполиту Аристиду Фарренку (1794-1865) и была подарена им Готфриду Андерсу в знак глубочайшего уважения. Полемическое произведение отца знаменитого Галилео Галилея Винченцо Галилея (ок.1520-1591), первое издание которого хранится в консерватории, посвящено теории древней музыки и идее возрождения античного искусства (Galilei, Vincenzo. Dialogo della musica antica et della moderna. Fiorenza, apresso Giorgio Marescotti, 1581)[37].

В библиотеке представлены также редчайшие испанские издания XVI в. Среди них - изданная в Вальядолиде в 1565 г. книга о клавирной игре испанского монаха Томаса (ок.1510/20-1570) из монастыря Санта Мария (Santa Maria, Tomas de. Libro llamado Arte di tanner Fantasia. Valladolid, por Francisco Fernandez de Cordova, 1565)[38], первое издание книги «О музыке» испанского теоретика музыки Франсиско Салинаса (1513-1590)[39], вышедшее в Саламанке в 1577 г. (Salinas, Franciscus Burgensis. De musica libri septem. Salmanticae, typis Mathiae Gastij, 1577)[40]. Трактат Салинаса «О музыке» в семи книгах, посвященный классификации видов музыки, был одним из самых популярных теоретических сочинений XVI-XVII вв.

Теория древней музыки также содержится в книге «Краткая древняя музыка в современной практике» другого итальянского композитора и теоретика Николо Вичентино, изданная в Риме в 1555 г. при участии автора (Vicentino, Nicola. L’antica musica ridotta alla moderna prattica. Roma, appresso Antonio Barre a instantia di Nicola Vicentino, 22 Maggio 1555)[41]. Издание иллюстрировано гравированным портретом автора и имеет запись владельца XVII в. (титульный лист: Joannes Jacobus Fissorius cuncas possesor, aetat).

Теории контрапункта посвящены несколько редких изданий, хранящихся в библиотеке консерватории. Одно из них - второе венецианское издание «Практика музыки в четырех книгах» Лодовико Цаккони (в миру - Джулио Чезаре, 1555-1627) - священника, теоретика музыки, певца, педагога, композитора и инструменталиста (Zacconi, Lodovico. Prattica di musica utile et necessaria… divisa in quattro libri. Venetia, appresso Bartolomeo Carampello, 1596)[42]. Книга Цаккони ранее принадлежала некоему Рикардо Рикарди из Тосканы (титульный лист: «Di Riccardo Riccardi de Toescanio»; запись зачеркнута)[43]. Теория контрапункта также изложена в книге «Искусство контрапункта» итальянского каноника церкви Сан-Сальваторе в Болонье Джованни Мариа Артузи (ок.1540-1613). Ученик Царлино - Артузи является автором нескольких теоретических трактатов и канцонетт. Первое издание названного сочинения вышло в Венеции в 1586 г., пользовалось большим спросом и вскоре было переиздано. В библиотеке консерватории хранится второе издание сочинения Артузи, напечатанное Джакомо Винченти в 1598 г. (Artusi, Giovanni Maria. L’arte del contraponto. Venetia, appresso Giacomo Vincenti, 1598)[44]. Книга имеет владельческие записи и пометы (запись на с.49: «il libris del Caval[lie]re» ?).

Перу итальянского музыкального теоретика эпохи Возрождения Пьетро Арона (Аарон) принадлежит теоретическое сочинение о музыке, в котором автор предложил вариант неравномерной темперации. Эта книга впервые была издана в Венеции в 1523 г. и неоднократно переиздавалась в течение столетия. В библиотеке консерватории представлен экземпляр четвертого издания этого сочинения, выпущенный в Венеции в 1539 г. с гравированным портретом автора (Aaron, Pietro. Toscanello in Musica. Vineggia, per Marchio Sessa, XIX Marzo 1539)[45]. О Пьетро Ароне (ок.1480-1550) известно, что он был монахом и служил кантором в соборах Флоренции[46].

В нашей библиотеке также хранится сочинение о модальной теории полифонии ученика Арона, францисканского монаха и теоретика музыки Айгуино из Брешии (XVI в.) по прозвищу «Illuminato» (просвещенный). Издание иллюстрировано портретом автора и снабжено нотными примерами (Aiguino da Brescia. Il tesoro illuminato di tutti i tuoni di canto figurato. Venetia, appresso Giovanni Varisco, 1581)[47]. Из владельческой записи в книге следует, что она принадлежала библиотеке больницы францисканского монашеского ордена капуцинов, основанного в Италии в 1525 г. (л.[3]: «Bibliotheca Capuccinorum Morbinij»; на титульном листе и в конце книги: «Loci Capuccinorum Morbinij»; записи зачеркнуты).

Венецианское издание 1547 г. содержит единственное известное сочинение францисканского монаха и органиста Анджело да Пикитоно (XVI в.) - его теоретический трактат «Музыка» (Angelo da Picitono. Fior Angelico di musica. Vinegia, per Agostino Bindoni, 1547)[48]. Текст трактата снабжен различными музыкальными примерами и рисунками «Гвидоновой руки» - употребляемого в средние века и эпоху Возрождения способа записи и заучивания нот. Книга имеет переплет XIХ в. из красного сафьяна с орнаментальным золотым тиснением и золоченым обрезом. На этикетке, наклеенной на форзаце, указано имя и адрес переплетчика этой книги: «Thompson, Relieur, Rue de Filles St.Thomas N 5 Place de la Bourse».

Из других сочинений XVI века по теории и практике музыки, хранящихся в библиотеке консерватории, следует отметить «Беседы о музыке» Франческо Бокки (Bocchi, Francesco. Discorso di Francesco Bocchi sopra la Musica. Fiorenza, nella stamperia di Giorgio Marescotti, 1580)[49], «Диалоги о музыке» Антонио Франческо Дони (Doni, Antonio Francesco. Canto. Dialogo della musica. Vinegia, apresso Girolamo Scotto, 1544)[50], «Изложение музыки в четырех книгах» на латинском языке французского теолога, гуманиста и теоретика музыки Жака Лефевра (Faber, Jacobus Stapulensis (Lefèvre d’Étaples, Jacques). Musica libris quatuor demonstrata. Parisiis, apud Gulielmum Cavellat, 1551)[51], «Первая книга о практической музыке» немецкого композитора и учителя Вольфганга Топфера (Figulus (Töpfer), Volfgangus. De musica practica liber primus. Noribergae, 1565)[52], «Теоретическая музыка» итальянского теоретика и композитора Лодовико Фольяно (Folianus (Fogliano), Ludovicus. Musica Theorica. Venetiis, per Io.Antonium & Fratres de Sabio, Iulii 1529)[53], «Замечательное небольшое сочинение по музыке» немецкого теолога, теоретика и композитора Иоганна Фроша (Froschius, Ioannes. Rerum musicarum opusculum rarum ac insigne. Argentorati, apud Petrum Schoeffer & Mathiam Apiarium, 1535)[54],  «Основы музыки» на латинском и греческом языке Себальда Хейдена (Heyden, Sebaldus. Musicae STOICEIWSIV. Norimbergae, apud Fridericum Peypus, 1532)[55] и другие.

Чрезвычайно редким изданием является палеотип из 10-ти листов, содержащий два сочинения на латинском языке немецкого композитора Теодора Тцвифеля (ок.1490-после 1536) с названием «Два небольших сочинения о гармонии». Эта книга издана в Кельне в 1505 г. одним из крупнейших немецких типографов инкунабульного периода Генрихом Квентелем ( Twyvel de Montegaudio, Theodoricus. Opuscula duo Theoderici Tzwivel de numerorum praxi. [Köln], in magistrali artis impressorie… Henrici Quentell, 1505)[56]. По характеру оформления книга близка первопечатным изданиям XV в. и украшена выполненным красками историзованным инициалом с изображением двух святых. Данное издание отсутствует в каталогах крупнейших библиотек Лондона, Кембриджа и Парижа.

Великолепно иллюстрирована 22-мя гравюрами на меди с изображением различных танцевальных позиций и портретом автора книга «Два трактата о танцах» Марко Фабрицио Карозо (ок.1526-1605). Она издана Франческо Цилетти в Венеции в 1581 г. и содержит прекрасный иллюстративный материал не только по истории танца, но и истории костюма XVI в. (Caroso, Fabritio Marco. Il ballarino Trattato duo. In Venetia, appresso Francesco Ziletti, 1581)[57]. Гравюры для этого издания выполнены итальянским гравером Джакомо Карло.

В коллекции книжных раритетов библиотеки консерватории кроме теоретических трактатов также представлен ряд учебных пособий для исполнителей. К числу наиболее значимых из них принадлежат: второе издание методического руководства по практическому обучению игре разных пассажей с таблицами, нотными примерами, кантатами и мадригалами нидерландского поэта, композитора и теоретика музыки II половины XVI в. Корнеля Блокланда (Blockland, Corneille de Montfort. Instruction methodique et fort facile pour apprendre la Musique practique, sans aucune Gamme, ou main. Lyon, Jean de Tournes, 1587)[58]; «Книжка о сочинении песен» немецкого композитора Иоганна Галликула (Galliculus, Johannes. Libellus de compositione cantus. Vitebergae, apud Georgium Rhau, 1538)[59].

К редчайшим нотным изданиям относится единственная книга XVI в. на английском языке, хранящаяся в нашей библиотеке - «Альт» Уильяма Дэмона (ок.1540-1591), изданная в Лондоне в 1591 г. (Daman (Damon), William. Altus. The former Booke of the Musicke of M.William Damon. Published for the recreation of such as delight in Musicke: by W.Swayne Gent. Parts 1-2. [London], Printed by T.Este, the assigné of W.Byrd, 1591)[60]. Английские издания этого периода чрезвычайно редки в российских библиотеках. Книга содержит вокальные партии псалмов, в отдельных из которых почерком XVII в. подписаны имена исполнителей. Среди других вокальных сочинений значительный интерес представляют конволюты антверпенских изданий мадригалов для четырех и пяти голосов на итальянском языке, отпечатанных при содействии музыкального издателя и композитора Анджело Барбато в типографии Пьетро Фалезио (Il Vago Alboreto di Madrigali et Canzoni a Quattro Voci, di Diversi Eccellentissimi Autori. Alto. Canto. In Anversa, nella Stamperia di Pietro Phalesio, 1597;[61] De Floridi Virtuosi d’Italia. Madrigali a Cinque Voci Ridotti in uno Corpo. Alto. Canto. Anversa, appresso Pietro Phalesio, 1600)[62].

Кроме того, в собрании М.П.Азанчевского представлены издания XVI в. катехизиса, псалмов, религиозных песнопений, протестантских церковных служб, книг для проповедников, практических руководств по исполнению псалмов, 5 изданий немецкой мессы Мартина Лютера 1526-1530 г. и других богослужебных книг. В библиотеке консерватории есть издания сочинений Данте, Грегора Рейша, гуманистов Филиппо Бероальдо, Альда Мануция, Ульриха Гуттена, Иоганна Рейхлина, Георгия Агриколы и многих других известнейших деятелей культуры эпохи Возрождения и Реформации. В большинстве этих книг имеются экслибрисы и записи владельцев XVI-XIX вв., среди которых есть как известные личности, так и неизвестные читатели самых разных сословий и профессий. Среди известных владельцев книг из коллекции М.П.Азанчевского - итальянский государственный деятель, юрист, профессор Болонского университета, посол и сенатор Антонио Мария Кампегги (1474-1558), оставивший запись в книге по медицине Георгия Агриколы (записи на форзацах и тит.листе: Antonius Campegius. 1546; Andr[eas] Chiffard[us] 1618; Robert Doyle Août 1832 a Paris)[63]. Немецкому священнику и библиотекарю Юсту Якобу Лейбницу (1610-1683) принадлежало редчайшее нюрнбергское издание 1545 г. сочинения Дитриха Вайта с названием «Записная книжка для священнослужителей», отсутствующее в библиотеках Лондона, Кембриджа, Парижа и в Баварской государственной библиотеке (тит.л.: M.Justus Jacobus Leibnitz emit Norib[ergae] 1651)[64]. Книга Фабия Паулина «Седмицы или 7 книг о септенарии», вышедшая в Венеции в 1589 г. (Paulinus, Fabius. Hebdomades, sive septem de septenario libri. Venetijs, apud Franciscum Franciscium Senensem, 1589),[65] как гласит запись на титульном листе («ex co[mmun]i bibliothecae PP.Augustinensium mai[estatis] conv[entus] Paris[iensis] Joannes Ballesdens»), принадлежала секретарю канцлера Сегье, члену французской Академии Жану Баледану (ок.1600-1675), собравшему прекрасную библиотеку рукописных и печатных книг.[66] К числу известных владельцев редких книг из собрания консерватории принадлежит архиепископ Вены, граф Пьер де Виллар[67]. Тисненный золотом суперэкслибрис владельца с гербом и надписью «PETRUS DE VILLARS ARCHIEPISCOPUS ET COMES VIENNENSIS» помещен на крышках переплета урбинского издания 1575 г. «Духовной книги» Геро Александринского (III в. до н.э.)[68]. Французскому фельдмаршалу, графу Александру Жан Батисту д’Арбле (Alexandre Jean Baptiste Piochard dArblay, 1754-1818) принадлежала книга итальянского лексикографа Франческо Алунно да Феррара «Мироздание» - энциклопедический и языковой словарь, выпущенный в Венеции в 1581 г.[69] Это произведение было широко распространено в конце XVI в. и, как показывает владельческая запись (тит.л.: Alexandre d'Arblay Colonel du 103-eme Regiment d'Inf[ante]r[i]e), не утратило свою актуальность и два века спустя.

Из записей владельцев, имена которых в настоящее время нам неизвестны, наибольший интерес представляет запись 1667 г. в парижском издании сочинения Ги Лефевра де ла Бодери, согласно которой эта книга принадлежала мастеру-золотошвею из Сен-Жермен-де-Пре Бартоломею Лиже (л.131: «Ce livre apartiеn a Barthellemy Ligier M[aît]re brodeur a St.Germain des Prés 1667»)[70].

Книга «Музыка» Николая Листения, изданная в Виттенберге типографом Георгом Рау около 1549 г., как свидетельствуют записи, в XVII в. находилась во владении семьи Зейльманнов (на табл.: Hans Nicolaus Säilmann, Anno 1683; на л.XII об.: Hanns Christ[ophor] Anno 1654 (неразборчиво); на л.XV об.: Hans Christ[ophor] Balt[asar] Säylm[ann]; на л.XXXVI: Johannes Säylman Anno Christij 1655).[71] Аптекарю Бюиссон и Генриху Регнарду (запись на тит.л.: Henricus Regnard; на форзаце наклейка: Buisson. Md. Apothicaire au Marché neuf) принадлежало базельское издание 1561 г. труда Джироламо Кардано с названием «4 книги о пользе от несчастий»[72]. Владельцем конволюта, состоящего из трех сочинений по грамматике и являвшегося, очевидно, школьным учебным пособием, в XVI в. был Якоб Канельер, расписавший своими подписями листы всех аллигатов (записи на многих листах: Canelier me possidet; Jacobus Canelier; Jacobus Canelier me possidet; Jacobus Canelier huius libri possessor). В собранном в XVI в. конволюте переплетены парижские издания 1532-1534 гг., содержащие грамматические трактаты «Введение в грамматику в четырех книгах» Теодора Газы, «Грамматическая война» Андреа Гварны и «Греческий алфавит»[73]. Два последних указанных издания также чрезвычайно редки и отсутствуют в каталогах упомянутых ранее крупнейших зарубежных библиотек.

Как показывает далеко не полный обзор редких зарубежных изданий XV-XVI в. и анализ владельческих записей, сделанный в данной статье, собрание раритетов библиотеки консерватории, вне всякого сомнения, принадлежит к числу лучших российских книжных коллекций, нуждается в дальнейшем изучении и раскрытии фондов.

 


[1] Краткой истории иностранного отдела библиотеки и его наиболее значимых раритетов посвящена статья А.М.Равикович «Собрание старопечатных книжных изданий иностранного кабинета Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории», хранящаяся в Отделе иностранной литературы СПбГК (Л., 1947; машинопись). Редкие книги XV-XVIII в. были выделены из фондов библиотеки консерватории в отдельное хранение и первично описаны еще до второй мировой войны. Как пишет в своей статье А.М.Равикович, описание редких книг XVIII в. на иностранных языках было начато по инициативе бывшей заведующей библиотекой  консерватории Е.Л.Даттель и осуществлено силами бывших сотрудников кабинета В.В.Штокмар, М.М.Левис, Н.П.Паркау и другими. Описание изданий XV-XVII в. предполагалось сделать в дальнейшем. См.: Равикович А.М. Собрание старопечатных книжных изданий..., с.14. По-видимому, этими же сотрудниками была составлена первоначальная картотека редких изданий для читательского каталога, дополненная и исправленная в начале 90-х годов Н.Д.Сидоркиной. В настоящее время довоенное описание редких книг XVIII в. из собрания консерватории в машинописном варианте хранится в Отделе иностранной литературы. Автором данной статьи сделано и готовится к печати полное научное описание редких книг XV-XVII в. по специально разработанной для этого компьютерной программе с учетом российского и международного опыта описания подобных книг.

[2] О Готфриде Андерсе см. статью В.А.Сомова «Парижский музыковед и библиотекарь Андерс (1795-1866) и его бумаги в Петербургской консерватории», опубликованную в настоящем сборнике.

[3] Равикович А.М. Собрание старопечатных книжных изданий..., с.2.

[4] Там же.

[5] Палеотипами называются книги, изданные в первой половине XVI в.

[6] Владельческие записи в книгах XV-XVII в. из собрания библиотеки консерватории публикуются впервые.

[7] Шифр: XV-I/H-895, № 4853.

[8] О творчестве крупнейших теоретиков музыки античности – эпохи Ренессанса и содержании их произведений см.: Античная музыкальная эстетика. Вступ. очерк и собрание текстов проф.А.Ф.Лосева. М., 1960; История европейского искусствознания от античности до конца XVIII в. Отв.ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. М., 1963. Раздел “Музыка”. С.40-49; Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. Сост. текстов и вступ. статья В.П.Шестакова. М., 1966; В.П.Шестаков. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М., 1975; Эстетика Ренессанса. Сост. В.П.Шестаков. Т.2. М., 1981; и др.

[9] Шифр: XV-1/B-673, № 6707.

[10] Переводы названий произведений на русский язык даны в традиции, принятой в отечественном музыковедении.

[11] Boethius, Anicius Manlius Torquatus Severinus. Opera. [Fragmentum. Basileae, per Henrichum Petrum, Mense Martio, 1546]. Шифр: XVI-I/B-673, № 3743.

[12] В современном биографическом словаре французских деятелей Иоанн (Жан) Госселин (ок.1506-1604) упоминается как математик и астролог. См.: Index Biographique Français  / Ed. by H. and B.Dwyer. London; Melbourne etc. K.G.Saur. 1993. Vol. 2. P. 976. В словаре Гербера Жан Госселин с такими же датами жизни значится, как библиотекарь французских королей Карла IX и Генриха III, автор музыкального трактата “La Main harmonique, ou les principes de Musique antique et moderne” (Paris, 1571). См.: Gerber E.L. Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler. Leipzig, 1812. Th.2. S.362. Так как в экземпляре книги Боэция из собрания консерватории Жаном Госселином сделаны дополнения с математическими примерами и ссылками на труды других авторов к тексту трактатов «Arithmetica»,  “Musica” и “Geometria”, то не вызывает сомнения, что в справочниках речь идет об одном и том же лице - королевском библиотекаре, математике и астрологе Жане Госселине.

[13] Boethius, Anicius Manlius Torquatus Severinus. Opera. Basileae, ex officina Henricpetrina, Mense Martio, 1570. Шифр: XVI-I/B-673, № 6771.

[14] Шифр: XV-I/S-954, № 6728.

[15] Incunabula quae in Bibliothecis Poloniae asservantur / Moderante A.Kawecka-Gryczowa, composuerunt M.Bohonos et E.Szandorowska. Wroclaw etc., 1970. Vol.2. № 5142; Reichling D. Appendices ad Hainii-Copingeri Repertorium bibliographicum.Monachii, 1907. Fasc.IV. Р.88, № 1403.

[16] Шифр: XVI-I/A-717.3, № 3499.

[17] Словарь античности / Сост.И.Ирмшер. Пер. с нем. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. С.47.

[18] Шифр: XVI-I/A-717.9, № 4855.

[19] Церковь основана в 1262 году.

[20] Шифр: XVI-I/Р-737.5, № 5662-5664.

[21] Шифр: XVI-I/Р-737.5, № 7477.

[22] Шифр: XVI-I/Р-737.5, № 4606-4607.

[23] The British Library General Catalogue of Printed Books to 1975. London; München etc. K.G.Saur. 1979-1987. 360 vol.; Adams H.M. Catalogue of books printed in the continent of Europe, 1500-1600 in Cambridge libraries. Cambridge, 1967. 2 vol.; Catalogue général des livres imprimés de la Bibliothèque Nationale. Paris, 1924-1981. 231 vol.

[24] Экземпляр этого издания имеется в РНБ (7.27.9.18).

[25] Шифр: XVI-II/A-867, № 5656; XVI-I/A-867, № 976.

[26] Конгрегация св.Мавра («мавристы») выделилась в начале XVII в. из бенедиктинского ордена. Ее центр и библиотека располагались в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре. Членами конгрегации были ученые и писатели-бенедиктинцы. Подробнее о деятельности конгрегации см.: Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. Отв.ред. В.И.Рутенбург. М.: Наука, 1987. С.55-59.

[27] Шифр: XVI-I/G-547.5, № 5772.

[28] Шифр: XVI-I/G-547.5, № 4468.

[29] De Gubernatis A. Dizionario biografico degli scrittori contemporanei. Firenze, 1879. P.491.

[30] Шифр: XVI-II/G-547.5, № 4879.

[31] Шифр: XVI-I/G-131, № 6630.

[32] Шифр: XVI-I/G-131, № 4488.

[33] Шифр: XVI-I/G-131, № 4467.

[34] Шифр: XVI-I/Z-37.4, № 6773.

[35] Шифр: XVI-I/Z-37.4, № 1865.

[36] В справочной литературе значится, что Джованни Каризио (ок.1627-1687) - слепой итальянский камерный композитор служил при Савойском и Туринском дворах, занимал место капельмейстера в Туринском соборе и писал музыку по заказу. См.: The New Grove Dictionary of Music and Musicians  / Ed. by S.Sadie. Vol.3. London, Macmillan Publishers Limited, 1980. P.785.

[37] Шифр: XVI-I/G-158, № 5472.

[38] Шифр: XVI-I/S-231, № 6502.

[39] Салинас, ослепший в 9 лет, изучил в детстве музыку, философию, математику, прекрасно играл на клавикордах и был одним из выдающихся  органистов своего времени. С 1567 г. он возглавлял кафедру музыки в Саламанкском университете. См.: The New Grove Dictionary… Vol.16. Р.420-421.

[40] Шифр: XVI-I/S-165, № 5802.

[41] Шифр: XVI-I/V-633, № 6751.

[42] Шифр: XVI-I/Z-14, № 5797.

[43] В итальянском биографическом словаре есть Риккардо Риккарди Бенедетто (ум. В 1657 г.) – врач и поэт / Indice Biografica Italiano. A cura di T.Nappo, P.Noto. München; London etc. K.G.Saur,  1993. Vol.4. P.1171.

[44] Шифр: XVI-I/A-792.5, № 3086.

[45] Шифр: XVI-I/A-769, № 7498.

[46] Арон является автором пяти музыкальных трактатов; основные его теоретические труды посвящены учению о контрапункте.

[47] Шифр: XVI-I/A-289, № 2243.

[48] Шифр: XVI-I/A-584, № 7461.

[49] Шифр: XVI-II/B-664, № 4229.

[50] Шифр: XVI-I/D-683, № 4773.  Влад. запись на тит. л.: Domus Bononien[sis] Ser. Reg. Ministrar[is] Infirmis, ex dono Dom[ini] Massoli (?).

[51] Шифр: XVI-I/L-493, № 3130.

[52] Шифр: XVI-II/F-477, № 4527. В качестве прокладок переплета книги использованы фрагменты пергаменной латинской рукописи XIII в.

[53] Шифр: XVI-I/F-656, № 5786.

[54] Шифр: XVI-I/F-938, № 2718.

[55] Шифр: XVI-II/H-615, № 3630.

[56] Шифр: XVI-I/T-999.5, № 7584.

[57] Шифр: XVI-I/C-293.1, № 6708.

[58] Шифр: XVI-I/B-651, № 4713.

[59] Шифр: XVI-II/G-168, № 7004.

[60]  Шифр: XVI-I/D-154, № 1861.

[61] Шифр: XVII-I/M-324, № 4517; XVII-I/M-324, № 3338.

[62] Шифр: XVII-I/M-324, № 4517.

[63] Agricola (Landmann), Georgius Glauchensis. Medici libri quinque de Mensuris et Ponderibus. Parisiis, Christianus Wechelus, 1533. Шифр: XVI-II/A-278, № 9699.

[64] Dietrich, Veit. Agend Buchlein für die Pfarrherrn auff dem Land. Nürnberg, durch Johan vom Berg und Ulrich Neuber, 1545. Шифр: XVI-I/D-566, № 6908. The British Library General Catalogue of Printed Books to 1975; Adams H.M. Catalogue of books printed in the continent of Europe, 1500-1600 in Cambridge libraries; Catalogue général des livres imprimés de la Bibliothèque Nationale; Bayerische Staatsbibliothek Alphabetischer Katalog 1501-1840. München, London, etc. K.G.Saur. 1987-1988. Vol.1-40.

[65] Шифр: XVI-I/P-212, № 6749.

[66] В 1677 г. коллекция книг Баледана была распродана. Часть рукописей незадолго до смерти в 1675 г. он послал в дар Кольберу; отдельные рукописи Баледана, приобретенные П.П.Дубровским хранятся в настоящее время в Российской национальной библиотеке; значительное число рукописей имеется в Национальной библиотеке Франции. О Баледане и рукописях из его коллекции см.: Delisle L. Histoire général de Paris. Le Cabinet des manuscrits de la Bibliothèque Impériale. Paris, 1868. T.I. P.287, 452-453.

[67] Index Biographique Français... (Vol.4. P.2117) содержит имена трех венских архиепископов Пьер де Виллар, первый из которых - доктор права жил в 1517-1592 гг., его племянник -архиепископ Пьер де Виллар - доктор в Сорбонне жил в 1545-1613 гг., и последний архиепископ Пьер де Виллар жил в 1612-1663 г. Конкретный владелец этой книги пока не установлен.

[68] Hero Alexandrinus. Spiritalium liber.Transl.: F.Commandinus Urbinatus. Urbini, [Dom. Frisolino], 1575. Шифр: XVI-I/H-562, № 6791.

[69] Alunno, Francesco. La fabrica del mondo. In Venetia, Device of Concordia, 1581. Шифр: XVI-I/A-471, № 4887. Творчеству Франческо Алунно посвящена статья А.А.Касаткина «Франческо Алунно да Феррара и его лексикографические труды» // Проблемы культуры итальянского Возрождения. Сб.статей под ред.В.И.Рутенбурга. Л.: Наука, 1979. С.63-89.

[70] Le Fevre de la Boderie, Gui. La Galliade, ou de la revolution des arts et sciences. Paris, chez Guillaume Chaudiere, 1578. Шифр: XVI-I/L-493, № 4414.

[71] Listenius, Nicolaus. [Musica Nicolai Listenii, denuo recognita, multisque novis regulis et exemplis adaucta, ac correctius quam antea edita]. Wittemberg, gedruckt durch Georgen Rhaw, s.a.[1549]. Шифр: XVI-II/L-773, № 3736. Экземпляр дефектен: утрачены л.I-III.

[72] Cardanus, Hieronymus. De utilitate ex adversis capienda, libri IIII. Basileae,  per Henrichum Petri, Mense augusto, 1561. Шифр: XVI-II/С-266, № 6745.

[73] Gaza, Theodorus. Introductiae grammatices libri quatuor. Liber primus. Parisiis, apud Michaelem Vascosanum, Id.Januarij 1534; Guarna, Andreas Salernitanus. Bellum Grammaticale. Parisiis, ex officina Roberti Stephani, 1532; Alphabetum graecum. Lugduni, apud Gryphium, 1533.  Шифр: XVI-II/G-916, № 4766.

 

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты