Э. А. ФАТЫХОВА
Эпистолярное наследие А. К. Глазунова в фондах Отдела рукописей Петербургской консерватории
|
||
Значительную часть наследия русской музыкальной культуры составляют письма А. К. Глазунова - выдающегося русского композитора, многолетнего директора Санкт-Петербургской-Петроградской-Ленинградской консерватории. Они хранятся в различных архивных фондах, в том числе в Институте русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский Дом), в Российском Государственном архиве литературы и искусства, в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки, в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину, в Российской государственной библиотеке, в Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, в Государственном музее А. Н. Скрябина, в Музее литературы и искусства Академии наук Армении, в Государственном театральном музее им. А. А. Бахрушина, в Российском институте истории искусств, в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в Отделе рукописей библиотеки Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Письма Глазунова неоднократно публиковались, но это были выборочные публикации, включавшие в себя далеко не все из хранящихся в архивных фондах рукописей. Наиболее полное издание писем было осуществлено в 1958 г. М. А. Ганиной1. В сборник вошло 389 писем Глазунова, большинство которых были опубликованы впервые. В 1960 г. вышел двухтомный сборник из серии "Музыкальное наследие", посвященный Глазунову2, где публиковалась переписка Глазунова с М. О. Штейнбергом (62 письма), Н. А. Римским-Корсаковым (88 писем), В. В. Стасовым (44 письма), М. П. Беляевым (82 письма). В Отделе рукописей Петербургской консерватории хранится около 150 писем Глазунова. Большинство из них до сих пор не опубликовано. Круг адресатов (более 20) довольно разнообразен. В основном это письма к людям, так или иначе связанным с Глазуновым по вопросам издательства Беляевых, по вопросам его деятельности в Консерватории, а также личная переписка. Адресатами Глазунова были композиторы и исполнители М. О. Штейнберг, Л. В. Николаев, Н. В. Арцыбушев, Н. И. Рихтер, В. В. Пухальский, И. А. Шкаровская, А. С. Рахмилович, Е. Капелли; служащие А. К. Герман, А. И. Фрибус; нотоиздатели М. П. Беляев, С. П. Беляев; управляющий делами фирмы Беляева и главный бухгалтер Попечительного совета при музыкальном издательстве Беляевых Ф. И. Грус; дочь близкого друга Глазунова С. Я. Тамм (по мужу Ольхина). Кроме того, имеется ряд писем (9) к неустановленным лицам, имена которых предстоит выяснить. Письма охватывают период с 1884 по 1935 г. Наибольшее количество писем (71) адресовано Федору Ивановичу Грусу (все не изданы). Письма к Ф. И. Грусу представляют значительный интерес и являются богатым дополнением к биографическим сведениям о Глазунове. В некоторых письмах Глазунов дает подробные указания Ф. И. Грусу по поводу издания как своих, так и чужих сочинений. Например, в письмах 1904 г. часто идет речь о подготовке издания Третьей симфонии А. Н. Скрябина. Из писем мы узнаем о том участии, какое принимал Глазунов в вопросе исполнения и издания партитуры Чаще всего в письмах к Грусу упоминается имя Н. А. Римского-Корсакова (в 19 письмах). Это в основном письма 1904 и 1905 гг. В письмах 1904 г. Н. А. Римский-Корсаков отмечается в связи с заседаниями Попечительного совета, председателем которого он был. Несколько писем 1905 г., связанные с именем Н. А. Римского-Корсакова, посвящены революционным событиям. В письме от 6 февраля3 Глазунов уведомляет Ф. И. Груса об экстренном заседании художественного совета Консерватории и просит предупредить об этом А. К. Лядова и Н. А. Римского-Корсакова. Заседание состоялось 7 февраля и было посвящено беспорядкам в Консерватории4. Особо можно выделить письма к Ф. И. Грусу, написанные Глазуновым из-за границы во время концертной поездки по странам Европы летом 1907 г. Как правило, Глазунов просит Ф. И. Груса прислать ему денег, сообщает о выступлениях в концертах. Интересны впечатления Глазунова от пребывания в Европе, которыми он щедро делится с Ф. И. Грусом. В письме из Страсбурга от 22 июля5 Глазунов так объясняет постоянную нехватку денег: "... Здесь, так же как и в Остенде, ужасная эксплуатация: там не знаешь, где покупать сигары: заходишь в магазин, причем за Вами дверь запирается, и Вас насильно затаскивает в уединенную комнату прекрасная продавщица; здесь еще того лучше - кельнерши бросаются на Вас и буквально залезают в карманы. Во всех случаях оставляются в Ваших карманах лишь медные и цинковые деньги..." В письме из Лейпцига от 29 июля6 интересны описания природы во время путешествия на поезде: "...Переезд из Эрфурта в Лейпциг был поистине великолепен: поезд летел молнией, погода становилась лучше, на западе тучи стоя ли сплошной стеной, и изредка сквозь тучи проглядывало огненное солнце, показываясь сначала частями и образуя самые фантастические очертания; например, были моменты, когда с двух сторон срезанное тучами оно походило на орла..." Большой интерес представляют четыре письма Глазунова к Стефании Яновне Ольхиной, - как нам удалось установить, дочери Яна Денисовича Тамма7. Эти письма были переданы в Отдел рукописей ректором Консерватории П. А. Серебряковым в 1960 г. и не вошли в сборник писем 1958 г. и двухтомный сборник 1960 г. Частично одно из этих писем - от 6 сентября 1932г.8 - было дважды опубликовано: М. А. Ганиной в 1961 г.9 и А. Н. Сохором в 1970 г.10. При издании письма А. Н. Сохор не сослался на публикацию М. А. Ганиной, вероятно, не зная о ней. Об этом свидетельствуют разночтения в комментариях к письму, сделанных двумя исследователями. Глазунов в этом письме обращается к адресату по имени: фамилия корреспондентки Глазунова в письме отсутствует. М А Ганина называет ее Ольхиной, А. Н. Сохор - Тамм. Очевидно, что Стефания Яновна носила фамилию мужа (Ольхина), вероятно, потомка П. М. Ольхина - соученика и друга А. П. Бородина11. Об этом свидетельствует письмо от 16 июня 1932 г.12, где А. К. Глазунов обращается к ней как к г-же Ольхиной. М. А. Ганина считает, что тарантелла А. П. Бородина, о которой идет речь в письме от 6 сентября, не была издана, а А. Н. Сохор называет дату издания - 1938 г. По доверительному тону писем можно понять, что С. Я. Ольхина была для Глазунова человеком близким, связанным с ним многими годами общения. Письма относятся к парижскому периоду жизни: к 1932, 1933 и 1935 гг. В письме от 16 июня 1932 г.13 А. К. Глазунов благодарит С. Я. Ольхину за приглашение приехать в Таллин, жалуется на здоровье: "...У меня несомненно подагра, сейчас обострившаяся..." - пишет он. Глазунов сообщает С. Я. Ольхиной также о том, что уже имел приглашение дирижировать в Таллине и заранее благодарит ее за присылку писем А. П. Бородина, о которых, вероятно шла речь в предыдущих письмах. Он пишет: "...Меня неоднократно приглашали дирижировать в Таллин, и если это состоится, то разрешите быть Вашим гостем. За присылку писем Бородина буду Вам чрезвычайно признателен..." В следующем письме, от 6 сентября 1932 г., весьма интересно упоминание письма А. П. Бородина, по получении которого Глазунов вновь благодарит С. Я. Ольхину. Это письмо проливает свет на некоторую недосказанность в отношениях между Глазуновым и Бородиным14 В письме от 27 февраля 1933 г.15 Глазунов скорбит по поводу кончины Я. Д. Тамма, жалуется на здоровье и вновь возвращается к теме поездки в Эстонию, очевидно, отвечая на предложение возглавить Таллинскую консерваторию. Он пишет: "Во-первых, я еще считаюсь директором Ленинградской] К[онсервато]рии в отпуску, а во-вторых, я прослужил в этой должности почти 25 лет, и с меня довольно. Хорошие воспоминания связаны о ней при сотрудничестве с покойным Таммом, когда мы с ним, как Фауст и Вагнер у Гете, ходили по делам Консерватории и приискивали средства для стипендий талантливым учащимся". Последнее из четырех писем к С. Я. Ольхиной, от 1 августа 1935 г. посвящено разъяснению обстоятельств даты рождения: "...Я глубоко тронут Вашим поздравлением с 70-летием моего рождения, но смею уверить Вас, что я еще не успел дожить до него: это газетное вранье..." И далее следуют разъяснения по поводу даты рождения16 и вновь жалобы на здоровье. Неизвестную страницу биографии Глазунова открывают письма к Ивсе Адольфовне Шкаровской. Это имя никогда и нигде не упоминалось ранее в связи с именем Глазунова. 13 писем Глазунова к И. А. Шкаровской были переданы в Отдел рукописей Консерватории самой Ивсей Адольфовной 26 апреля 1966 г.18. Письма охватывают период с 1910 по 1923 год. Эти письма не только раскрывают взаимоотношения Глазунова и сначала студентки, а затем талантливой, по мнению Глазунова, пианистки, но и сообщают новые факты его биографии. К примеру, одно из писем (без года) сообщает о концертном выступлении А. К. Глазунова в Хельсинки (в литературе о Глазунове эта поездка в Хельсинки не упоминается). Послание написано на открытке с видом Хельсинки19. 1960. "30 января [б. г.]. Гельсингфорс Милая Ився, сегодня в 2 часа и в 8 ч[асов] вечера я буду дирижировать в доме справа, называемом Национальным финским Театром. Очень сожалею, что не виделся с Вами в понедельник и не узнал новостей. Завтра приеду обратно и уже больше никуда не поеду до конца занятий. Искренне преданный А. Плазунов]''. В настоящем сообщении мы осветили только часть материалов Глазунова, хранящихся в Петербургской консерватории. Огромная часть эпистолярного наследия Глазунова, рассеянного по разным архивам, еще ждет исследования и публикации. 1 Глазунов А. К. Письма, статьи, воспоминания. Избранное./Сост. М. А. Ганина. М. 1958. 2 Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. Л., 1959-1960. 3 ОР СП6ГК, № 3907. 4 Протокол (№ 41) заседания художественного совета от 7 февраля 1905 г.// Глазунов: Исследования. Материалы. Т. 2, с 378. 5 ОР СПбГК, № 581. 6 ОР СПбГК, № 580. 7 Тамм Я. Д. (1874-1933) - валторнист, в 1897-1920 гг. профессор Петербургской консерватории, затем директор консерватории в Таллине. 8 ОР СПбГК, № 6047. 9 Газета "Музыкальные кадры", 1961 г. № 17, с. 3. 10 Музыкальное наследство. Сборник по истории музыкальной культуры СССР. М., 1970, т. 3., с. 277. 11 Музыкальное наследство, с. 283. 12 ОР СПбГК, № 6046. 13 ОР СПбГК, № 6046. 14 Сомнения в дружеских связях А. П. Бородина и А. К. Глазунова впервые выразил Б. В. Асафьев в статье "Из моих бесед с Глазуновым". См.: Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 2. М. 1954, с 208. 15 ОР СПбГК, № 6045. 16 ОР СПбГК, № 6048. 17 В одной из газет этого периода, вероятно, было преждевременное сообщение о 70-летии А. К. Глазунова. 18 Акт передачи хранится в ОР СПбГК. 19 ОР СПбГК, № 6108. |