Э. А.
Фатыхова Нотные рукописи А.К. Глазунова (текстологические аспекты изучения) [1] |
||||||||||
В текстологии одним из наиболее существенных является вопрос терминов. Процесс исследования музыкальных рукописей требует применения терминов, способных точно отразить суть каждого автографа, своеобразие творческого процесса композитора, особенности записи музыкальных текстов. Основой для формирования терминологии по утверждению Д.С. Лихачева является история текста. Исследователь пишет: «Терминология текстолога зависит от его общих представлений об истории текста. Эти представления очень неустойчивы, а поэтому неустойчива сама терминология» [2] . Текстология как наука прошла определенный этап развития, прежде чем были обозначены направления и методы изучения рукописей. Развитие литературной текстологии, выделение ее в разряд самостоятельной науки о текстах способствовало со временем возникновению и развитию музыкальной текстологии – науки о музыкальных текстах. В литературной текстологии впервые была заложена традиция изучения документов, классификации типов рукописей, сформулированы термины, отражающие тип той или иной рукописи. Литературоведами-текстологами были определены и научно обоснованы два главных вида рукописных источников: черновик и беловик, а также промежуточные стадии рукописи; сформулировано само понятие текста рукописи и определены пути ее исследования [3] . Аналогичные проблемы, связанные с изучением текстов, возникли и в музыкальной текстологии при обращении к рукописям различных композиторов. Музыкальная текстология проделала большой путь от восстановления композиторских редакций (П.А. Ламм, А.Н. Дмитриев) до детальных исследований нотных текстов (А.О. Климовицкий, В.М. Блок, Е.В. Вязкова, Т.В. Шабалина, Ю.В. Васильев, В.И. Антипов, Л.З. Корабельникова, П.Е. Вайдман и др.). Результаты этих исследований определили особенности классификации музыкальных автографов. Оказалось, что свести к единому типу музыкальные рукописи невозможно; описание и истолкование рукописей каждого композитора предполагает индивидуальность метода обработки его материалов. До настоящего времени музыкальные рукописи А.К. Глазунова не подвергались сколько-нибудь последовательному текстологическому анализу. Поэтому при типологии автографов композитора возникает проблема деления их на группы. Она заключается в том, что определение типа документа возможно лишь после того, как установлены его источниковедческие параметры. П.Е. Вайдман, опираясь на опыт предшественников, путь исследования творческого архива композитора (на примере творчества Чайковского) видит в следующем: «<…> установление текста, интерпретация источника, изучение его происхождения» [4] . То есть установление типа автографа является с одной стороны последним шагом в процессе наблюдения над творческим методом композитора, с другой – началом более глубокого его изучения. Установление типа рукописи после предварительного, первоначального ознакомления с нею не всегда может быть окончательным. В процессе исторического поиска, появления новых свидетельств возникают условия для изменения установленного ранее типа. Это тем более вероятно, что музыкальная текстология на сегодняшний день является наукой эвристической, динамично развивающейся. Подтверждением тому служит ряд исследований рукописных собраний крупнейших композиторов, где учеными избирается самостоятельный путь анализа и описания документов с учетом индивидуальности творческого метода того или иного автора [5] . Первое описание рукописей раннего периода жизни и творчества А.К. Глазунова, куда вошли и автографы, ставшие позднее достоянием Консерватории, было предпринято В.М. Беляевым в 1922 г. [6] Для работы над книгой Глазунов предоставил Беляеву все необходимые документы, о чем в Отделе рукописей имеется соответствующая бумага, написанная рукой Глазунова. Это удостоверение о предоставлении В.М. Беляеву различных материалов для работы над составлением биографии Глазунова [7] . Особо ценным материалом для нас является публикация в книге фрагментов из дневников композитора, где дается перечень и даты сочинений; они позволяют выявлять и датировать неизученные автографы раннего периода. Факсимильное воспроизведение нотных рукописей в некоторых случаях сопровождается комментарием, содержащим наблюдения текстологического порядка. Например, под фрагментом автографа, хранящегося в Консерватории (№ 1546), имеется следующая надпись: «Один из самых ранних набросков А.К. Глазунова, относящийся, вероятно, к 1875-76 гг.» [8] . Наброском партитуры Первой симфонии названа и рукопись, воспроизведенная между 28 и 29 страницами книги [9] . В остальных случаях автор называет только сочинение и его часть, избегая каких бы то ни было терминологических определений. Вероятно, это объясняется слабой разработанностью музыкально-текстологической терминологии в 1920-е гг. Системное описание рукописей Глазунова было осуществлено значительно позже. В 1955 г. Российской Национальной Библиотекой был издан обзор архива А.К. Глазунова из фондов библиотеки, сделанный А.С. Ляпуновой [10] . В этой работе описано самое крупное в России собрание рукописей композитора. В задачи Ляпуновой входило не детальное текстологическое исследование материалов, а их первоначальное описание с отражением основных особенностей. Обращая внимание на приписки к текстам, Ляпунова указывает на необходимость дальнейшего изучения рукописей. Она пишет: «Внимательное изучение такого рода примечаний, безусловно, поможет раскрытию творческого метода композитора» [11] . Тем не менее, исследователь, систематизируя архив по жанровому принципу, эмпирическим путем выявляет основные типы рукописей, такие как набросок, эскиз, эскизный набросок, эскизный отрывок, отрывок, переложение, партитура. Впервые рукописи Глазунова были типологизированы и систематически датированы в «Хронографе сочинений А.К. Глазунова», составленном Э.Э. Язовицкой и опубликованном в 1960 году [12] . Однако, основная цель Хронографа заключалась не в описании автографов, а в перечне всех сочинений композитора и наличии рукописей, указании их типа, а также места хранения. Автор описывает рукописи, используя условные термины: вар. (вариант, вариация), кл. (клавир), кор. (корректура), набр. (набросок), орк. парт. (оркестровые партии), отр. (отрывок), п. (партитура), э. (эскиз). Эти термины вводятся в ряд условных сокращений и не предполагают детального текстологического описания. Несовершенство системы терминов обнаруживается при более тщательном рассмотрении автографов. Например, рукопись Элегии для большого оркестра «Памяти героя» ор. 8 из собрания Консерватории в Хронографе Язовицкой обозначена как «план вставок к симф. поэме «Эпизод из жизни западных славян» [13] . Подобное обозначение не дает нам представления о типе данной рукописи, тогда как при знакомстве с ней мы определяем ее как партитуру. Или два автографа Скерцо C - dur для струнного квартета (№№ 1490, 1442), которые внесены Язовицкой в Хронограф в раздел «Для фортепиано в 4 руки», являются в действительности квартетными партитурами. В указателе Язовицкой встречаются неточности и несовпадения. Например, в Хронографе указано, что под одним и тем же № 1531 в Консерватории хранится эскиз Характеристической сюиты ор. 9 и 147 сонет Шекспира. На самом деле этот номер был присвоен рукописи «147 сонет Шекспира», о чем в инвентарной книге Отдела рукописей имеется соответствующая запись, сделанная А.С. Ляпуновой 4 декабря 1938 года [14] . Или, например, рукопись «Торжественный марш Лароша» (№ 1503) совсем отсутствует в Хронографе, несмотря на то, что регистрационная запись этой рукописи в инвентарной книге была сделана 2 декабря 1938 г. Учитывая характер данной работы, мы можем считать терминологическую и типологическую систему Э.Э. Язовицкой предварительной, требующей дальнейшего изучения и уточнения. Характер музыковедческого исследования носит статья Г.Я. Юдина «Из рукописного наследия», в которой рассматриваются рукописи сочинений Глазунова, не опубликованные при его жизни [15] . Автор, преследуя цель комплексного анализа рукописей, оставляет в тени проблему классификации описываемого материала. Все рукописи, за исключением одной, названной партитурой (Восточная пляска или Восточный танец [16] ), Юдин определяет как эскизы, не приводя при этом никаких доводов и полагаясь на свою научную интуицию.В качестве отдельной проблемы можно рассматривать датировку рукописей [17] . С.А. Рейсер, говоря о важности этого вопроса, подчеркивает: «Указать период, в течение которого произведение создавалось, - значит сделать его историческим фактом той или иной эпохи» [18] . В процессе обработки рукописей Глазунова в ряде случаев нами проясняются даты сочинений, на которых отсутствует авторская дата. На основе документальных свидетельств и логических доводов изменяются ранее установленные даты, что позволяет уточнять историю текстов, хронологическое соотношение документов, дополнять и корректировать сведения о творчестве композитора в определенные периоды жизни. Г.Я. Юдин, приступая к описанию рукописей Глазунова, тонко подметил характерные черты его композиторской работы. В связи с этим он писал: «Индивидуальные особенности творческой манеры Глазунова нашли отражение в этих рукописных материалах. Исключительно организованное музыкальное мышление, высокая композиторская техника и феноменальная память позволяли Глазунову заносить свои музыкальные мысли на нотную бумагу или в записные нотные книжки после того, как они уже вполне отстоялись в его сознании. В рукописях Глазунова – минимальное количество помарок и поправок. По существу – это записи уже сочиненного, а не сочиняемого» [19] . Нотные автографы Глазунова из собрания Отдела рукописей Консерватории многоплановы, они отражают все периоды творчества композитора. Их количество и жанровое разнообразие настолько велико, что позволяет составить вполне исчерпывающее представление о характере творчества и манере записи композитором своих сочинений. При предварительном анализе автографов выявляется круг проблем, связанный с текстологическими аспектами изучения рукописей. К ним относятся такие составляющие музыкального текста как графика, характер и виды исправлений, особенности записи текста. Проработка каждой позиции позволяет рассматривать рукописи как явление многослойное, многоэтапное, разнохарактерное и индивидуальное в каждом отдельном случае. Определение типов рукописей Глазунова, формулировка терминов и их мотивация являются основной задачей комплексного анализа автографов. Многие неизвестные рукописи Глазунова можно идентифицировать и датировать на основании знания почерка. Определение почерка дает С.А. Рейсер: «Почерком мы называем письмо с индивидуальной манерой изображения отдельных букв и их связей между собой» [20] . Характеризуя мелкий, круглый, с наклоном вправо почерк Глазунова, сошлемся на наблюдения Рейсера: «Из всех вариантов на русской почве наибольшей популярностью пользовался «ронд», получивший наименование «круглого» шрифта» [21] . То есть, в результате наблюдений почерк Глазунова мы можем отнести к типу «ронд», который утвердился в России в обиходном употреблении, начиная с 1860-1870 гг. Почерк может меняться с возрастом, зависеть от орудий письма, настроения, условий, при которых осуществлялась запись, и многих других факторов. Знание всех этих факторов также может способствовать выявлению даты автографа. Говоря о нотном почерке Глазунова, отметим, что в нем сохраняются основные черты обычного, литературного почерка: ясность, четкость, убористость. Ноты композитор всегда писал быстро, поэтому, несмотря на то, что запись нот не предполагает безотрывного ведения пера, мы назовем его нотный почерк «скорописью», который в свою очередь подразделяется на ровный почерк и неустойчивый почерк. Каллиграфический почерк, который не отражает особенностей авторской записи, встречается очень редко и только в ранних рукописях. Так почерк автографа № 1453 «Венгерский танец № 4» мы определяем как каллиграфический. При записи нот в этом автографе автор стремился максимально приблизить изображение нотных знаков к печатному шрифту: ноты правильной округлой формы, штили строго вертикальны, ребра строго параллельны, знаки находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Структура нотной записи, другие характеристики рукописи, не относящиеся к графике, рассматриваются нами в традиционном аспекте. Исправления в нотной рукописи являются важным моментом в наблюдении за процессом создания этой рукописи от начала и до того варианта (начального, промежуточного или окончательного), который имеется в распоряжении текстолога. Именно исправления позволяют понять этапы развития творческой мысли композитора [22] . Изменения и исправления текста вносились Глазуновым как в процессе работы над сочинением, так и при последующих просмотрах. В связи с этим нами выделяются типы исправлений, которые делались автором на разных стадиях работы: исправления текста в процессе сочинения; исправления текста при последующих просмотрах [23] . На основании этого предлагается следующий План описания рукописей [24] .
ПЛАН ОПИСАНИЯ НОТНОЙ РУКОПИСИ 1. Инвентарный №, наименование рукописи. 2. Название произведения. 3. Авторские дата и место написания. 4. Количество листов. 5. Характеристика бумаги: · качество, · формат, · количество нотных строк, · переплет. 6. Пагинация: · Авторская; · Архивная. 7. Расположение текста, заполненность листов. 8. Характеристика графики текста нотной рукописи [25] :
9. Типы исправлений:
10. Авторские пометы, надписи, рисунки на полях и в пространстве текста. 1. Пометы и надписи других лиц. 2. Помарки: · Смазанные чернила; · Кляксы. 3. Состояние рукописи: · Целостность: полная, неполная, поврежденная; · Сохранность: листов (хорошая, удовлетворительная, плохая, деформация обреза), текста (угасание чернил, осыпание карандаша), переплета; · Характеристика повреждений: ветхая, утраты частей, разрывы (сильные, незначительные), загрязнения, сгибы, лисьи пятна. 4. Идентификация рукописи, восстановление истории текста. 5. Дата и место написания, установленные исследователем. 6. Результаты наблюдений. На основе установленных текстологических параметров рукописи, которые представлены в плане, возможно всестороннее и детальное изучение документа, позволяющее с достаточной долей вероятности отнести рукопись к тому или иному типу. Для исследования нотных рукописей Глазунова предлагается терминология, отражающая характер творческого процесса композитора. Классификация рукописей Глазунова будет осуществляться, исходя из степени полноты представленного материала, элементов музыкальной графики и типов исправлений, отражающих работу композитора:
В качестве примера установления типов рукописей выберем некоторые из них, обладающие наиболее характерными признаками. Например, рукопись № 1514 «Демоническое скерцо» представляет собой двойной лист альбомного формата размером 260х380 мм по 10 нотных строк. Бумага плотная, матовая, сероватого оттенка. Рукопись имеет архивную пагинацию, выполненную карандашом в центре нижнего поля ровным почерком. Нотный материал расположен на первой странице первого листа. Текст изложен на двухстрочной системе в виде клавира в две руки с указанием инструментовки в нижнем регистре (в первом такте - corni , в восьмом – tromboni ). В рукописи имеются все основные компоненты нотной записи: указание темпа Allegro con fuoco , метра ¾, ключевых знаков тональности g - moll . В автографе есть динамические оттенки ( f в первом такте), исполнительские штрихи – лиги, акценты. Рукопись выполнена гусиным пером широкого очина, черной тушью, ровным почерком. Все ноты округлой, правильной формы, расположены строго на линейках и между ними, легко читаются. Штили вертикальные, восьмые ноты объединены ребрами, параллельными нотным строкам. В рукописи имеется исправление, сделанное в процессе работы: в одиннадцатом такте зачеркнута нота «ля» первой октавы. Под нотным текстом проведена едва заметная волнистая линия простым карандашом. В правом верхнем углу на полях сиреневым карандашом нарисован маленький овал, в нижнем правом углу простым карандашом нарисован маленький кружок, перечеркнутый крестом (фонарь). На л. 2 об. в перевернутом виде много раз перечеркнутый такт неизвестного наброска для клавира в тональности es - moll , в правом верхнем углу на полях авторская пагинация «5.». В рукописи имеются небольшие помарки: - смазаны нота «соль» первой октавы в нижней строке восьмого такта и объединительное ребро в десятом и двенадцатом тактах. Автограф структурно не завершен, поскольку период не дописан: второе предложение периода меньше первого на два такта (первое предложение - семь тактов, второе – пять). Состояние рукописи: рукопись полная, сохранность хорошая, текст не пострадал от времени, сохранился полностью. Несмотря на то, что в книге В.М. Беляева имеется указание на принадлежность этого автографа к Скерцо из Второй симфонии, в Хронографе Язовицкой ссылок на Вторую симфонию нет. Поиск, сравнение рассматриваемого автографа с окончательным вариантом Второй симфонии позволил предположить, что этот автограф - первоначальный вариант (первая редакция) основной темы 3 части Скерцо в g - moll . В дальнейшем тема была переработана композитором и вошла в симфонию в тональности h - moll . Следовательно, документ № 1514 - это первоначальная запись темы, сделанная на случайном листе, причем композитор не заботился о полноте графики основной темы Скерцо из Второй симфонии. На автографе отсутствует дата написания, но мы можем предположить, что набросок был сделан не ранее 1883 г. Согласно информации в Хронографе Язовицкой, эскиз II части Andante данной симфонии был завершен 29 ноября 1883 г., а вся симфония завершена 2 октября 1886 г. Следовательно, самым ранним периодом работы над симфонией был 1883 г. Вероятно, в этот же период была задумана и тема Скерцо. Поэтому, предположительным временем создания первоначальной темы «Демоническое скерцо» были 1883-1884 гг. Таким образом, учитывая все характерные признаки автографа, можно говорить о том, что рукопись № 1514 «Демоническое скерцо» является наброском. Наброски как вид фиксации музыкальных мыслей чаще всего встречаются в ранний период (1875-1884) и период творческого становления (1885-1895) Глазунова. С годами, с обретением композиторского мастерства, набросков становится меньше, все чаще автор записывает свои сочинения сразу как готовые и уже обдуманные. Предварительной формой записи музыкального произведения является также эскиз, который мы рассматриваем как более масштабную фиксацию первоначального замысла. К такому типу автографов мы отнесем рукопись № 1505 Симфония Бородина I часть. Автограф написан на двойном листе вертикального формата размером 380х260 мм. Бумага плотная, матовая, серо-желтого оттенка в 18 нотных строк. Авторская пагинация отсутствует, имеется архивная пагинация. Нотный текст расположен на всех сторонах листа, записан на двухстрочных системах с трехстрочной разрядкой, на л. 2 об. - с двухстрочной. Нотная запись неполная: отсутствуют исполнительские штрихи, лиги, не всегда полностью выписаны нотные знаки, отсутствуют акколады. Тональность a - moll , размер 4/4, темп Allegro moderato . Музыкальная ткань отличается схематичностью: гармонические вертикали не всегда выписаны полностью, представляют собой гармонический план. Рукопись выполнена гусиным пером, черной тушью, скорописью, неустойчивым почерком: ноты записаны не всегда точно в соответствии с нотоносцем, имеют неправильную форму, штили и ребра разной длины и наклона. Исправления текста были сделаны в процессе работы: на л. 1 имеются зачеркивания в тактах 4, 5; заштрихована нота ля в такте 6. На л. 1 об. зачеркнут знак перед нотой соль в басу в такте 1 третьей двухстрочной системы. На л. 2 об. в такте 4 нижней строчной системы в басу зачеркнуто созвучие и рядом написан новый вариант. В тексте имеются авторские ремарки: указание темпа на л. 1, указание в отдельных местах на инструментовку, характер записи. Внизу л. 2 об. неровным почерком записана авторская ремарка: «Далее нет». В рукописи есть кляксы - на л. 1 об., 2 об., и помарки - смазанная тушь на л. 2. Состояние рукописи: полная (учитывая указание автора), сохранность листов хорошая. Повреждения незначительные: листы носят следы поперечного сгиба. Рукопись представляет собой выполненный Глазуновым первоначальный вариант переложения для фортепиано 1 части Третьей симфонии А.П. Бородина. Масштаб изложения (74 такта) позволяет говорить об эскизной работе над экспозицией, то есть для рассматриваемой рукописи характерны неполная структура формы, элементов музыкальной ткани и графики. Рассматриваемый автограф мы относим к типу эскиза – он является композиционным планом, предварительным вариантом работы, которая была завершена композитором позже и которая представлена в рукописи № 1505 «Симфония Бородина. Часть 1-ая». На рукописи отсутствует авторская дата, но датировка автографа № 1504 «Третья симфония Бородина 1 часть» 26 февраля 1887 г. позволяет предположить дату написания эскиза – начало 1887 г. Примером другого типа рукописи является автограф № 1509 романса «Лишь только ночь» на стихи М.Ю. Лермонтова. Рукопись написана на двойном листе вертикального формата размером 380х260 мм в 12 нотных строк. Бумага плотная, матовая, сероватого оттенка. Имеется архивная пагинация. Текст расположен на обоих листах рукописи, на л. 2 об. незаполненными остались три нижние строки. Структура нотной записи определяется нами как неполная: при ключе указаны знаки альтерации тональности Des - dur , имеются встречные знаки, обозначение метра ¾, но отсутствуют обозначения темпа, исполнительских штрихов, динамических оттенков. Нотный текст записан на трехстрочной системе в виде вокальной партии с фортепианным сопровождением. Рукопись выполнена простым карандашом. Почерк автографа мы определяем как скоропись: нотные знаки и подтекстовка написаны ровным, но еще не вполне устоявшимся детским почерком. В верхней части л. 1 написано название романса, а также текст «Посвящается Нарцису Нарцисовичу Еленковскому» [27] . В рукописи имеются исправления, сделанные композитором в процессе работы: поверх стертой нотной записи введен новый нотный текст – на лл. 1 об. в тактах 2, 3 второй строчной системы, на л. 2 в тактах 2, 3, 4 второй строчной системы. Состояние рукописи определяется как полная, сохранность листов удовлетворительная, имеются незначительные загрязнения, лл. 1, 2 об. частично выгорели от солнечного света. Карандашные записи были типичны для раннего периода творчества композитора, а данный романс предположительно был сочинен в мае 1881 г. [28] Такая запись позволяла юному, еще не вполне уверенному в себе композитору делать исправления, не нарушая внешнего вида рукописи. В Отделе рукописей хранится другой автограф этого же романса - № 2143, выполненный черной тушью и отличающийся тщательностью графики. Именно этот автограф, являющийся результатом переписывания уже сочиненного ранее произведения, классифицируется нами как беловая рукопись, предназначенная для исполнения. Карандашный же автограф в целом представляет собой завершенный вариант романса «Лишь только ночь», который, несмотря на неполную нотную запись, орудие письма, наличие исправлений можно с легкостью прочитать и исполнить. Мы называем такой вид рукописи полный текст. В качестве примера беловой рукописи рассмотрим автограф № 1536 Walzer uber das Thema SABELA (Вальс на тему Забела) . Авторская дата - 19 февраля 1890 г. Рукопись состоит из пяти листов альбомного формата в 12 нотных строк, 260х380 мм. Лл. 1, 2, 3 разрознены, лл. 4 и 5 представляют собой двойной лист. Титульный лист по качеству отличается от остальных листов: бумага темнее, раштр нотоносцев мельче (вероятно, он был приложен к основной рукописи после окончания сочинения). Бумага всех листов плотная, матовая, сероватого оттенка. Авторская пагинация начинается с л. 2 об. и указана в верхней угловой части полей справа и слева на лицевой и оборотной сторонах листа соответственно. Нотный текст расположен на лл. 2–5 об., записан в двухстрочной системе с двухстрочной разрядкой. Структура нотной записи отличается полнотой и завершенностью: нотные знаки выписаны полностью, выставлены ключевые знаки тональности сочинения B - dur , обозначения метра ¾, темпа Vivo , динамические оттенки, исполнительские штрихи, выписаны исполнительские и темповые ремарки. Рукопись выполнена предположительно металлическим пером черной тушью, ровным почерком. В рукописи имеются исправления, сделанные при последующих просмотрах: карандашом дописан бемоль в 7 такте нижней двухстрочной системы л. 1, видны следы подчистки в 4 такте нижней двухстрочной системы л. 3 об. Основная музыкальная тема выделяется автором посредством надписывания зеленым карандашом имени SABELA над нотными строками в местах появления темы. На л. 5 об. после заключительной тактовой черты подпись Глазунова: «19 февраля 1890 г. А. Глазунов». На л. 1 наверху справа посвящение автора «Надежде Ивановне Забела от автора», написанное дрожащим пером без нажима мелким почерком с наклоном влево, не принадлежащим Глазунову. На всех листах имеются штампы библиотеки Петроградской Консерватории. Состояние рукописи: рукопись полная, сохранность листов с нотным текстом хорошая, титульного листа удовлетворительная, в нем деформированы обрезы, есть загрязнения по краям, середина листа выцвела. Описание рукописи № 1536 Walzer uber das Thema SABELA позволяет рассматривать ее как беловую рукопись, предназначенную для исполнения. В этом убеждают ровный почерк, наличие всех графических компонентов нотной записи, выделение автором для легкости исполнения каждого проведения основной темы надписью зеленым карандашом. Самым малочисленным типом из всего собрания Глазунова является авторская копия. Примером такой рукописи может служить сделанная Глазуновым в 1932 г. авторская копия романса «Красавица», сочиненного композитором еще в 1890 г. Рукопись № 6527 состоит из четырех листов (два двойных), вертикального формата, размером 350х270 мм. Бумага средней плотности, желтоватого оттенка по 12 нотных линеек. Внизу каждого листа слева знак фирмы « DURAND & C ie . 4, Place de la Madeleine , PARIS ». На всех листах имеется авторская пагинация. Текст рукописи расположен на лл. 1 об.–4 об. Лист 1 является титулом рукописи. Структура нотной записи отличается полнотой и завершенностью: выставлены ключевые знаки тональности As - dur , обозначения метра ¾, темпа Vivo , исполнительские штрихи, динамические оттенки, обозначения педали. Нотный текст записан на трехстрочной системе нотных станов. На лл. 2 об, 3, 3 об. имеются продления нотных станов. Рукопись выполнена вечной ручкой с закрытым пером (однонажимность линий), черными чернилами, ровным почерком. Имеются незначительные исправления, сделанные в процессе работы: на л. 1 об. в первом такте перечеркнуто mf и вместо этого проставлено f , на л. 3 об. в 3 такте второй строчной системы зачеркнута фразировочная лига. Одно исправление сделано при последующих просмотрах: на л. 4 в 4 такте второй строчной системы видны следы подчистки - стерто слово. Рукой автора сделана титульная надпись на л. 1: «А. Глазунов // «Красавица» // (Слова Пушкина) // Романс для среднего голоса // и фортепиано». Заголовок помещен на верхнем поле л. 1 об. В конце рукописи после заключительной тактовой черты рукой Глазунова сделана надпись: «3 февр. 1932 г . // Paris. Boulogne // A Glazou[now]». Состояние рукописи: рукопись полная, сохранность листов и текста хорошая. Имеются незначительные повреждения: лл. 1 и 2, являвшиеся двойным листом, разъединены, загрязнения в угловых частях л. 1, лисьи пятна. Очевидно, что перед нами копия сочиненного ранее романса, сделанная Глазуновым в Париже в качестве подарка Е. А. Садовень, известной в то время певицы. В Консерваторию автограф попал вместе с ее архивом в 1986 г.: его передал близкий друг Садовень В.Я. Резник. Эта рукопись являет нам образец автографа, который мы выделяем в самостоятельный тип авторская копия. Главное отличие такой рукописи от беловой - копировальный характер работы, не предполагающий творческого переосмысления уже сочиненного и исполняемого произведения. Сформировав, таким образом, круг основных понятий музыкально-текстологического изучения нотных рукописей А.К. Глазунова и терминологию, мы оказываемся в достаточной степени подготовленными к тому, чтобы описать автографы композитора во всей возможной полноте. Предложенная типологическая система, применимая к рукописям Глазунова и отражающая характер творчества этого композитора, опирается на основополагающие исследования в области музыкальной текстологии. Для определения типов нотных автографов, выявления закономерностей композиторского метода выбраны такие термины как набросок, эскиз, полный текст, беловая рукопись, авторская копия, учебная работа. Исследование нотных рукописей по предложенной системе открывает перспективы детального изучения и систематизации не только консерваторского собрания, но и всего творческого наследия композитора.
[1] Работа выполнена по материалам архива Глазунова из собрания Отдела рукописей Петербургской Консерватории. [2] Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы 10-17 веков. Л., 1983. С. 127. [3] См.: Бонди С.М. О чтении рукописей Пушкина // Черновики Пушкина. М., 1971; Лихачев Д.С. Текстология. Краткий очерк. М.-Л., 1964; Рейсер С.А. Палеография и текстология Нового времени. М., 1970; Томашевский Б.В. Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения. Л., 1925. [4] Вайдман П.Е. Творческий архив П.И. Чайковского. С. 13. [5] Назовем лишь некоторые работы из далеко неполного перечня публикаций, посвященные вопросам изучения музыкальных текстов: Иванов-Борецкий М.В. Московская черновая тетрадь Бетховена. М., 1927., Ламм П.А. К восстановлению подлинного Мусоргского // Мусоргский М.П. Статьи и материалы. М., 1932., Дмитриев А.Н. Рукописи А.П. Бородина: Опыт анализа его творческого метода. Дисс. … канд. искусствоведения. Л., 1948, Фишман Н.Л. Книга эскизов Бетховена за 1802-1803 годы. М., 1962., Фишман Н.Л. Этюды и очерки по бетховениане. М., 1982., Климовицкий А.И. О творческом процессе Бетховена. Л. 1979., Антипов В.И. Проблемы музыкального источниковедения. (На материале творческого наследия М. П. Мусоргского). Дисс. … кандидата искусствоведения. М., 1992. Васильев Ю.В. Становление художественного текста в творчестве П.И. Чайковского. Дисс. … кандидата искусствоведения. Л., 1986., Вайдман П.Е. Творческий архив П.И. Чайковского. М., 1988., Данько Л.Г. От изучения эскизов к воссозданию творческого процесса (по страницам исследования А.Н. Дмитриева «Рукописи А.П. Бородина: Опыт анализа его творческого метода», 1948 г.) // ПМА. СПб. Вып. 1. 1997., Фирсова Н.Ф. Нотные автографы раннего творчества А.П. Бородина (опыт текстологического исследования). Дисс. … кандидата искусствоведения. СПб., 2000., Шабалина Т.В. Рукописи И.С. Баха: ключи к тайнам творчества. СПБ., 1999 и др. [6] Беляев В.М. Александр Константинович Глазунов. Материалы к его биографии. Т. 1. Пб., 1922. [7] ОР СПбГК № 3017. Удостоверение было написано Глазуновым уже после издания книги и датировано 26 марта 1923 года. Несомненно, что Глазунов предоставлял Беляеву все материалы для работы, как над первой книгой, так и второй, оставшейся неизданной. [8] Беляев В.М. Александр Константинович Глазунов. Вклейка между с. 20-21. [9] Славянская симфония. ОР СПбГК № 1492 [10] Ляпунова А.С. Рукописное наследие А.К. Глазунова //Сборник Государственной Публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. Вып. 3. Л., 1955. [11] Там же. С. 106. [12] Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х тт. Л., 1959-1960 Т. 2. С. 466-537. (Музыкальное наследие). [13] Язовицкая Э.Э. Хронограф сочинений А.К. Глазунова. //Музыкальное наследие. Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. Т. 2. Л., 1960. С. 472. [14] Указанная рукопись Характеристической сюиты хранится в ОР РНБ: Ф. 187 (Глазунов А.К). № 216, 218-229. [15] Юдин Г.Я. Из рукописного наследия // Глазунов. Музыкальное наследие. Т. 1. С. 314-352. [16] Первая сюита для оркестра. ОР РНБ Ф. 187 (Глазунов А.К). № 26, 220, 222-225, 227-229, 231. [17] Проблему датирования источника при изучении истории текста Д.С. Лихачев выделяет в самостоятельную проблему. См.: Лихачев Д. С. Текстология. Краткий очерк. М., Л., 1964. С. 49-50. [18] Рейсер С. А. Основы текстологии. Л., 1978. С. 73. [19] Юдин Г.Я. Из рукописного наследия. С. 315. [20] Рейсер С.А. Русская палеография нового времени. М., 1982. С. 59. [21] Там же. С. 91. [22] Подробно типология исправлений в нотной рукописи была разработана, в частности, в труде Т.В. Шабалиной «Рукописи И. С. Баха: ключи к тайнам творчества». [23] Первоначальный текст удалялся Глазуновым несколькими способами, которые будут отмечены ниже. [24] Предлагаемый план несколько отличается от общепринятой архивной схемы описания рукописей (см.: Инструкция по каталогизации нотных рукописей. ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1963; Схема описания нотных рукописей, разработанная в Отделе рукописей СПб консерватории. 1996.) [25] В таблице представлены все выявленные нами элементы музыкальной графики, встречающиеся в рукописях Глазунова. [26] Кроме творческих автографов в собрании Глазунова находятся рукописи учебных работ, которые в данной статье нами не рассматриваются. [27] Еленковский Н.Н. (1845-?) – учитель музыки Глазунова в 1877-1878 гг. [28] Предположительную дату сочинения романса указывает Язовицкая в своем Хронографе (с. 513). Кроме того, к рукописи приложен листок с записью библиографа красным карандашом «31 V 1881 г.?». |