II . КАТАЛОГ АВТОГРАФОВ М. П. МУСОРГСКОГО В ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

 

 

Данное описание включает все принадлежащие консерватории автографы композитора: нотные рукописи, письма и надписи различного характера. Представленное описание уточняет сведения, имеющиеся в литературе. Впервые вводятся в научный оборот три автографа Мусоргского: запись в альбоме Г. А. Демидова и надписи на нотных изданиях.

 Описание нотных рукописей составлено в следующей последовательности:

1. Весь материал расположен по жанрам, а внутри – в хронологической последовательности.

2. Заголовок описания рукописи музыкального произведения даётся в общепринятой форме и включает все сведения, характеризующие данное сочинение.

3. Надписи, сделанные рукой Мусоргского (названия, посвящения, даты, сценические ремарки) приводятся полностью в виде цитат. Оговариваются также надписи, сделанные разными лицами. Часть из них, возможно, принадлежит М. А. Балакиреву. Все рукописи Мусоргского содержат архивные надписи  и штампы, которые несут дополнительную информацию об их истории. Так, на рукописях, хранившихся в библиотеке ИРМО, имеются штампы и наклейки этого общества. На рукописях, поступивших в консерваторию от С. М. Ляпунова, содержатся однотипные пометы: они пронумерованы рукой неустановленного лица карандашом синего цвета (возможно, это сделал Ляпунов при передаче их в консерваторию) и имеют старые архивные номера (чёрные чернила), которые указывает П. А. Ламм в ПСС.

4.Большинство нотных рукописей состоит из двойных несшитых  листов. Одинаковые переплёты имеют рукописи из библиотеки ИРМО и партитура «Ивановой ночи», отданная в переплёт самим Мусоргским. (Об этом он пишет в письме Н. А. Римскому-Корсакову от 5 июля 1867 года).

5. Для опубликованных нотных рукописей указывается их местонахождение в ПСС в редакции П. А. Ламма (только в одном случае указывается другое издание: публикация «Ивановой ночи» Г. Киркором).

6.Размеры рукописей указываются в сантиметрах вертикаль на горизонталь. Для  рукописей в переплёте отдельно даются размеры переплёта и бумаги. Авторская пагинация оговаривается. При указании листов отмечаются все имеющиеся в рукописи листы, а в скобках – заполненные композитором.

7. Тексты надписей на нотных изданиях приводятся полностью.

.Описание писем составлено в хронологической последовательности. Аннотации к письмам опущены, так как они неоднократно издавались.

Всем автографам присвоена единая порядковая нумерация.

 

ОПЕРЫ

«САЛАМБО»

По одноименному роману Г. Флобера. Либретто М. Мусоргского с использованием стихов В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, А. И. Полежаева. 1863- 1866. Второе авторское название «Ливиец». Неокончена./

 

1. № 1762.

«Боевая  песнь Ливийцев» I действие. Для солиста, трёх теноров и хора с фортепиано. As- dur. Довольно скоро. 4/4. 1866 г. С.- Петербург.

Надписи: на титульном листе рукой Мусоргского – «Боевая песнь Ливийцев из оперы «Саламбо», в конце сочинения «10 апреля 1866г. Питер. М. Мусоргский». В начале нотного текста пометка « переписывал в ключе /до/» и надпись «Три тенора в один голос». Исправления  в тексте.

Другие надписи: на титульном листе чернилами «П.а. опер. № 302» ( чернилами) и синим карандашом « № 8». Штамп Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных сшитых листов. 18 нотных строк.

6 л. (12 с.). Бумага разного формата: л. 1. 38 x 25,5. Остальные листы 38 x 26.

В ПСС Мусоргского «Боевая песнь» издана по автографу ОР СПбГК № 1761. Разночтения с автографом ОР СПбГК № 1762 отмечены в примечаниях.

 

2.№ 1761.

«Боевая песнь Ливийцев». Для трёх теноров, хора и оркестра. As – dur. Довольно скоро, с энергией. 4/4. Партитура. 1866. Павловск.

 Надписи: рукой Мусоргского на титульном листе «Боевая песнь Ливийцев», в конце произведения: «Павловск 17 июня 1866 г. Модест Мусоргский». На л. 2 об сноска «Звук г произносить возможно мягче».( относится к следующим словам текста «Айга, айга, орёл крылатый».

Другие: рукой неустановленного лица на титульном листе чернилами «П.а. № 1128» и синим карандашом « № 7».

Рукопись состоит из двойных сшитых листов. Партитурная бумага, 24 нотных строки.

14 л. (26 с.). 38 x 26.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. IV. Саламбо. Неоконченная опера. Клавираусцуг. М; Л., 1939. С. 20 – 37. (Сочинение издано в виде переложения для голосов с фортепиано).

14л. 38 x 26.

 

3.№ 1763.

Четвёртое действие первая картина. Партитура. 1863-1864 г.

Надписи: рукой Мусоргского «Первая картина 4-го действия оперы «Ливиец».

На 1л. над заголовком нарисован маленький  церковный крестик. В начале нотного текста ремарка: «Подземелье Акрополиса;- Мато в цепях».

 Другие надписи на титульном листе чернилами « П. а. № 1129», синим карандашом « № 6».

Авторская пагинация чернилами 39стр.

            Рукопись состоит из двойных сшитых листов Обычная бумага удлинённого формата, 18 нотных строк.

20л. (40 с.). 38 x 26.

Изд.: Мусоргский М. ПСС Т. IV. Саламбо. Неоконченная опера. М; Л., 1939. С. 172 – 200.

СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА

Комическая опера./Либретто Мусоргского по одноимённой опере Н. Гоголя. Начало работы относится к 1874 г. Неокончена.

4.№ 1749.

 «Сонное видение паробка». Intermezzo. (Симфоническая картина). Первое действие вторая картина. Для фортепиано с хором 1880 г.

Надписи: рукой Мусоргского на л. 1 « Сорочинская ярмарка». «2-я картина 1-го действия (написано поверх тщательно стёртого текста – Л. М.). «Сонное видение паробка». Под нотным текстом: «Примечание автора: текст этой части сцены заимствован из сборника Сахарова. М. Мусоргский». (Тексты – название и примечание – записаны чернилами разных оттенков). В конце сочинения: « М. Мусоргский. 10 мая 1880 г». В нотном тексте выписаны сценические ремарки – на 1 л.: «Холмистая  глухая местность. Подземный приближающийся хор адских сил», «занавес опущен. На л.3: « Ведьмы и бесы окружают спящего паробка». На л. 5: «На холме показываются огненные змеи; приближение Чернобога». На л.5 об. : «Из под земли поднимается Чернобог; за ним Кащей, Червь, Топатец, Чума, Смерть и прочая свита». На л. 7: «Poco risoluto.Служба Чернобогу» (на месте тщательно стёртого текста). На этом же листе сбоку: « Поклонение Чернобогу: начинают карлики, ходят вокруг Чернобога и кланяются; за ними видны и бесы. Перед речью Чернобога общее земное поклонение». На л. 10 об. «Шабаш». На л. 11 об. «Балет». На л. 16 об. «Удар утреннего колокола». На л. 17 «Сатана и его свита исчезают. Сцена покрывается облаками». На л. 21 «Паробок».

Основная часть текста написана чернилами коричневого цвета с сильным нажимом пера. Отдельные слова написаны более лёгким почерком. В рукописи имеются многочисленные исправления. .

Другие надписи: рукой неустановленного лица на титульном листе: чёрными чернилами «П. а. опер. № 301», синим карандашом «№ 2». Штамп библиотеки Петроградской консерватории. Пронумерованы такты (427).

Авторская пагинация 41 с. Рукопись состоит из двойных несшитых листов. Бумага обычного формата, 12 нотных строк.

22 л (42 с.). 26,3 x 37,7.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. III, вып. 1. Опера «Сорочинская ярмарка», досочинённая и оркестрованная В. Я. Шебалиным. М., 1933. С.175 – 234.

 

ОРКЕСТРОВЫЕ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

5.№ 1756.

SCHERZO. Для симф. орк. Bdur . Allegro vivace . = 1160. ¾. Партитура. 1858 г. С.- Петербург.

Надписи: рукой Мусоргского – на титульном листе «Посвящается А. С. Гусаковскому. Scherzo. (B – dur). Соч. Модеста Мусоргского. 1858 го года». В конце сочинения: «Модест Мусоргский С.Петербург 1858-го года Ноября 19-го».

Другие надписи: на титульном листе рукой неустановленного лица карандашом номер, обведённый чернилами «№308». На обратной стороне верхней крышки переплёта – надпись «16/АБ». Здесь же – наклейка библиотеки ИРМО, на титульном листе – штамп РМО.

Рукопись в светло-коричневом переплёте. Переплёт загрязнён.

Авторская пагинация – 26 стр. 14 нотных строк.

14 л. (28 с.). Переплёт 38 x 26, бумага 37 x 25,3.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. VII, вып. 4. М; Вена ; Лейпциг, 1931.

 

6.№1747.

«Иванова ночь на Лысой горе». Интермедия (музыкальная картина) для оркестра. d moll. Скоро. 4/4. Партитура. 1867 г. Лужский уезд, мыза Минкино.

Надписи: рукой Мусоргского - на титульном листе: название (чернилами, подчёркнуто), под названием – [Интермедия] ( заштриховано карандашом) для оркестра (карандашом, в скобках). Содержание (подчёркнуто):

1., Сбор ведьм, их толки и сплетни.

2., Поезд Сатаны.

3.,Чёрная служба (messe noire). (Слово “чёрная” написано карандашом поверх тщательно стёртого текста).

4., Шабаш.

В конце нотного текста: « Задумана в 1866 году. Начал писать на оркестр 12-го июня 1867 года, окончил работу в Канун Иванова дня 23 июня 1867 года в в Лугском уезде на Мызе Минкино. Модест Мусоргский» (дата «23» написана на месте стёртого текста). На л. 14 об – «для переписчика NB», такой же знак имеется на л. 2 об., 3 об., 4, 5-7.

Другие надписи: рукой неустановленного лица карандашом внизу на л. 9 об. «Чорт знает что», на л. 12-14 об. (по слогу на каждой странице) « Э-ка-я чi-пу-ха», на л. 15 об.- 16 об. «Э-кая чiпуха», сверху на л. 20 об. « Этим можно воспользоваться».

Карандашом рукой неустановленного лица на нижних полях листов пронумерованы такты (492). Пометы и исправления в нотном тексте.

На титульном листе верхний левый угол чернилами «О.в. № 253», верхний правый угол синим карандашом «№1».

Авторская пагинация 67 стр. Чернилами – стр. 1-10 и карандашом стр.11-67 стр. Некоторые номера страниц записаны на месте стёртого или зачёркнутого текста. Партитурная бумага, 23 нотных строки.

Синий коленкоровый переплёт. Переплёт повреждён, утрачен корешок, рукопись частично распадается на отдельные листы. На верхней крышке переплёта внизу золотыми буквами (славянской вязью) тиснение: «М. Мусоргский». В центре верхней крышки переплёта вырезана часть коленкора, в ней надпись чернилами «О. в. № 253.». (По предположению Е. М. Левашева, в вырезанной части находилось посвящение: «М.Балакиреву», уничтоженное Мусоргским после отрицательного отзыва Балакирева об этом произведении. См. прим. 55 на с. ? настоящего сборника.)? М.б., перенести в другую статью?

. Штамп Библиотеки Петроградской консерватории.

38 л. (70 с.) Переплёт 28,7 x 25,5, бумага 27,5 x 25.

Изд.: Мусоргский М.«Ночь на Лысой горе». Первая авторская редакция. Партитура. Подготовил Г. Киркор. М., 1968.

 

ХОРОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Музыка к трагедии Софокла «Эдип». Перевод П. Д. Шестакова. Слова, предположительно, Мусоргского. Начало работы относится к 1858 г. Незавершена.

7. № 1748.

«Сцена в храме». «Что будет с нами». Для двух хоров с фортепиано. F-moll. ¾. 1859 г.

Надписи: рукой Мусоргского на титульном листе: «Сцена в храме из трагедии Эдип в Афинах Дорогому Милию посвящается. Модест. 1859 года.» В конце рукописи «23 января 1859 года. С. Петербург. Модест Мусоргский». На л. 1 об.: « Внутренность храма. Храм разделён на две части; в отдалении видны жертвенник и три статуи богов. Народ собирается в храм. Все в каком-то тревожном ожидании. Жрецы совершают богослужение для взятия священного меча и для жертвоприношения». На л. 7 об.:«Из боковых дверей второй части храма выходят Эдип, Антигона и Полиник. При виде Эдипа народ в ужасе отступает. Входит первоосвященник с мечом в руках За ним два жреца». На л. 8 «Глухой раскат грома».

В тексте немногочисленные исправления карандашом.

Другие надписи: на титульном листе чернилами: «П.а. №1121». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

 9 нотных строк. Рукопись состоит из двойных несшитных листов.

8 л. (16 с.). 27 x 37,5.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. VI. Хоровые произведения (Три хора). М., Л., 1939. С.8 – 25. (Первое изложение).

 

       8. № 1670.

«Сцена в храме» («Что будет с нами»). Для хора с фортепиано. F -moll. Agitato. ¾. 1859-1860 г. С.-Петербург.

 Надписи: рукой Мусоргского на титульном листе

«Посвящается Милию Алексеевичу Балакиреву. Сцена в храме» из трагедии «Эдип» Софокла (последнее слово заштриховано карандашом – Л. М.). «Хор». Муз. соч. Модеста Мусоргского. 1860 года»/ (Clavierauszug). В конце сочинения «Сочинено 23-го января 1859 года С. Петербург Модест Мусоргский». Имеются оркестровые паметки.

Другие надписи: рукой неустановленного лица на титульном листе в верхнем левом углу чёрными чернилами: «№ 375», сверху – карандашом «повторено».  На обратной стороне переплёта синими чернилами «17 /АБ». Штамп РМО и библиотеки Петроградской консерватории. В тексте – незначительные исправления карандашом, пронумерованы такты и отмечены разделы.

Светло-коричневый переплёт. Переплёт загрязнён. На обратной стороне переплёта наклейка библиотеки ИРМО. 12 нотных строк.

7 л (11 с.). Переплёт 26 x 34,5, бумага 25,4 x 33,8.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т.VI. Хоровые произведения. (Три хора). Для голосов с фортепиано.  М; Л., 1939. С. 26-40. (Второе изложение).

 

9. № 1669.

«Сцена в храме» («Что будет с нами»). Для хора с оркестром. F-moll. Allegro agitato. ¾. Партитура. 1860.

Надписи: рукой Мусоргского на титульном листе: «Посвящается Милию Алексеевичу Балакиреву. Сцена в храме из трагедии «Эдип» (Софокла). (Последнее слово заштриховано карандашом). «Хор». Муз соч. Модеста Мусоргского. 1860 года». В конце сочинения надпись: «Инструментовано 1-го марта 1860 года. С.Петербург. Модест Мусоргский».

Другие надписи: карандашом рукой неустановленного лица – немногочисленные исправления, буквами отмечены разделы и проставлены такты. На обратной стороне переплёта «5 АБ». На титульном листе сверху – карандашом «№308» (зачёркнуто), рядом «повторено №375», штамп РМО и библиотеки Петроградской консерватории.

Партитурная бумага, 24 нотных строки.

Светло-коричневый переплёт. Переплёт загрязнён. На обратной стороне переплёта – наклейка библиотеки ИРМО.

12 л. (20 с.). Переплёт 36,5 x 27,5. Бумага 35,5 x 26,5.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. VI. Хоровые произведения. (Три хора). Для голосов с фортепиано. М., Л., 1939. Отмечены разночтения с автографом ОР СПбГК № 1670.

 

10. № 1668.

«Сцена в храме» («Что будет с нами»). Для хора с оркестром. f-moll. Non troppo agitato. ¾. Партитура. 1861 г.

Надписи: рукой Мусоргского на титульном листе: «Хор народа из «Эдипа» Муз. соч. Модеста Мусоргского. 1861.» Надпись сделана поверх тщательно стёртого текста.

В тексте рукой неустановленного лица немногочисленные пометы карандашом, проставлены такты и пронумерованы страницы (12).

Другие надписи: рукой неустановленного лица на титульном листе чёрными чернилами «П. А. № 1122.» и синим карандашом «№ 4». Штамп библиотеки Петроградской консерватории. Пагинация карандашом рукой неустановленного лица – 12 стр.

Партитурная бумага. 18 нотных строк.

Рукопись cостоит из двойных сшитых листов. Между шестым и седьмым листами вырезан лист, на оставшейся части - фрагменты предыдущей записи.

7 л (13 с.). 26 x 38. ОР СПбГК.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. VI . Хоровые произведения. (Три хора). М., Л., 1939. Третье изложение. Переложение для хора с фортепиано сделано П. Ламмом. С. 41-55.

 

РОМАНСЫ И ПЕСНИ

11.№ 1756.

 «Где ты, звёздочка?» (Моя песенка). Для голоса с оркестром. Fis-moll. Довольно медленный темп. 4/4. Слова Н. П. Грекова. Партитура. Посвящается И. Л. Грюнберг. 1858 г. Заголовок, автор текста и посвящение в рукописи отсутствуют.

Надписи: на титульном листе рукой Мусоргского: «Моя песенка переложенная на оркестр мною же (первый опыт инструментовки)». В конце сочинения «Начал 3 июня в1 час по полуночи. Кончил 4 июня в 6 часов по полудни. 1858 года Модест Мусорский».

Другие надписи: исправления карандашом рукой неустановленного лица. На первом листе: чёрными чернилами «П. а. № 1127», синим карандашом «№ 16». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных несшитых листов. Партитурная бумага, 16 нотных строк.

4 л. (7 с.). 26,7 x 37,5.

Изд.: Мусоргский М. П. ПСС. Т. V. Выпуск 1 - 2. Юные годы. Сборник романсов и песен. Москва – Вена.  1931. С. 4-6. (Вторая редакция, переложение для голоса с фортепиано сделано П. Ламмом). Полная оркестровая партитура: ПСС. Т. VII.

12.       № 1752.

«Что вам слова любви». Романс. Для голоса с фортепиано. D - moll . Порывисто. 6/8. Слова А. Н. Аммосова. 1860г.

 Надписи: на титульном листе: «№ 2-й. Посвящается Марии Васильевне Шиловской. «Что вам слова любви». Романс. Слова А. Н. Аммосова. К печати. М. Мусоргский». В конце сочинения: « 1860 года. М. Мусоргский».

Другие надписи: рукой неустановленного лица на титульном листе чёрными чернилами «П. а. № 1116» и синим карандашом «№11». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Двойной лист. 18 нотных строк.

2л. 37,5 25,5.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. Выпуск 1-2. Юные годы. Сборник романсов и песен. Москва – Вена. 1931. С. 36-39.

13. № 1766.

«Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный»). Романс. Для голоса с фортепиано. Fis - dur . Медленно-мечтательно. 4/4. Слова А. С. Пушкина. 1864. С. Петербург.

     Надписи: рукой Мусоргского - «Посвящается Надежде Петровне Опочининой. «Ночь» Фантазия. Слова А. Пушкина». В конце сочинения: «10 Апр. 1864 г. М. Мусоргский».

В тексте немногочисленные исправления карандашом.

Другие надписи: рукой неустановленного лица на титульном листе чёрными чернилами «П. а. №1119», синим карандашом «№ 9». Рядом на нотной строчке карандашом выписаны отдельные ноты. Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных сшитых листов. 9 нотных строк.

4 л. (6 с.). 26 x 37,7.

( В ПСС М. Мусоргского этот романс издан по автографу ОР РНБ. В примечаниях указаны разночтения с автографом ОР СПбГК. Мусоргский М. ПСС. Т. VI. Выпуск 1-2. С. 72-78. (Первая редакция).

14.№ 1754.

     «Желание» («Хотел бы в единое слово»). Романс. Для голоса с       фортепиано. D -dur. Довольно медленно. 6/4. Слова Г. Гейне,  перевод М. Л. Михайлова. 1866 г.

Надписи: рукой Мусоргского на титульном листе: “Посвящается Надежде Петровне Опочининой. «Желание». Романс. Слова Гейне. № 7-й.” Сверху в левом углу: “ для печати. М. Мусоргский”. В конце сочинения надпись: “ 16 апреля 1866 г. Питер. М. Мусоргского”.

Другие надписи: на титульном листе рукой неустановленного лица чёрными чернилами “П. а. №1118” и синим карандашом: “№ 13”. Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Двойной лист. Партитурная бумага. 16 нотных строк.

2 л. (4 с.) 25, 5 x 38.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. V. Выпуск 3.Романсы и песни. М.,Вена. 1933 С. 5 – 8. (Первая редакция).

15.№ 1750.    

«Из слёз моих выросло много». Романс. Для голоса с фортепиано. Es -durDes -dur. Довольно медленно. 3/2. Слова Г. Гейне, перевод М. Л. Михайлова. 1866 г.

 Надписи рукой Мусоргского: на титульном листе «Посвящается Владимиру Петровичу Опочинину. «Желание». Романс. Слова Гейне». В конце сочинения «Павловск. 1 сент. 66г. М Мусоргский».

Другие надписи: на титульном листе рукой неустановленного лица чёрными чернилами «П. а. № 1117» и синим карандашом «№ 10». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Двойной лист. Партитурная бумага, 24 нотных строки.

2 л. (4 с.). 37,7 x 26.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т.V. Выпуск 3. Романсы и песни. Москва – Вена. 1933. С. 29 – 32.

 

16.№ 1753.

     «Светик Савишна. (Песенка дурачка»). Для голоса с фортепиано. C -dur. Довольно скоро. 5/4. Слова Мусоргского. 1866 г.

 Надписи рукой Мусоргского: «Посвящается Цезарю Антоновичу Кюи. «Светик Савишна». Песенка дурачка». Надпись в конце сочинения «Павловск. « сентября 66 г. М Мусоргский».

Двойной лист. Партитурная бумага, 24 нотных строки.

2л. (4 с.). 37 x 26.

В ПСС Мусоргского песня издана по первому прижизненному изданию (А. Иогансен, ц./р. 28 августа 1867 г.), прокорректированному Мусоргским. Автограф ОР СПбГК упоминается Ламмом и не имеет разночтений с изданием.

17.               № 1751.

«Ах, зачем твои глазки порою». Романс. Для голоса с фортепиано. Ddur . Не слишком медленно – плавно. 4/4.Слова А. Н. Плещеева. 1866 г.

Надписи рукой Мусоргского: «№ 3-й. «Ах, зачем твои глазки порою». Романс. Слова Плещеева. Посвящается Л. В. Азарьевой. К печати. М. Мусоргский». На л. 3 ремарка «Можно прямо перейти к заключительным тактам под знаком f.»

Другие надписи: на титульном листе чёрными чернилами «П. а. № 1115» и синим карандашом «№ 12». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Двойные сшитые листы. Партитурная бумага.

4 л. (6 с.). 38 x 26,2.

Изд.: Мусоргский М. ПСС. Т. V. М., Вена. 1931 г. Выпуск 1 – 2. С. 50 – 54.

18.       № 1764.

            «Гопак» («Гой! Гоп, гопака!»). Песня. Для голоса с фортепиано. Fis- moll. Скоро . 4/4. Слова из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки», перевод Л. А. Мея. 1866 г.

Надписи рукой Мусоргского: на титульном листе «Кобзарь. Из поэмы «Гайдамаки» Т. Шевченко. Посвящается Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову». В конце сочинения надпись: «Павловск 1866 г. М. Мусоргский».

Другие надписи: на титульном листе карандашом рукой неустановленного лица: « Подлинная рукопись М. П. Мусоргского», чёрными чернилами «П.а. № 1120» и синим карандашом « № 14». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных сшитых листов. 9 нотных строк.

6 л. (9 с.). 26 x 38.

В ПСС Мусоргского песня издана по первому прижизненному  изданию (А. Иогансен, ц./р. 28 августа 1867 г.). Автограф ОР СПбГК упоминается Ламмом. Разночтения отмечены в примечаниях. Т. V. Вып. 3. М., Вена. 1933. С. 13 –22.

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

19.№ 1755.    

«Детские игры». Незавершённый цикл. № 1. «Уголки». Fis -dur. Скоро. 3/8. 1859 г.

Надписи рукой Мусоргского: на титульном листе «Николаю Александровичу Левашову. «Детские игры». № 1. «Уголки» (скерцо). Соч. М. Мусоргского.

 В конце сочинения дата «1859 г.». На первом листе выписан заголовок «Уголки». Скерцо. М. Мусоргского».

Другие надписи: рукой неустановленного лица на л. 1-1 об. синим карандашом пронумерованы такты (84). На л. 3 об- 4 ( реприза) - незаполненные такты, пронумерованные синим карандашом с 1 по 84.

На титульном листе чёрными чернилами «ф. а. № 563» и синим карандашом «№ 15». Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись частично распадается на отдельные листы. Титульный лист загрязнён, оторван нижний левый угол (11 x 15). 

5 л. (9 с.). 26 x 38.

ПЕРЕЛОЖЕНИЯ СОЧИНЕНИЙ ДРУГИХ АВТОРОВ

20.№ 1758.

     Глинка М. И. Персидский хор (дев) из оперы “Руслан и Людмила”. Переложение для фортепиано в четыре руки Мусоргского. E -dur. Leggiero assai e pianissimo . 2/4. 1858 г.

Надписи рукой Мусоргского: на титульном листе “Муз. соч. М. И. Глинки. Переложил  в 4 руки Модест Мусорский”. В конце переложения надпись: “Начал 23 мая. Кончил 27 мая. 1858 г. Модест Мусорский”.

В тексте пометы и надписи карандашом, вероятно, рукой Балакирева : на л. 1 об -2 - “переделать”, на л. 3 “ недопи/сано/.”

На титульном листе надписи рукой неустановленного лица : кркндашом “101”, ниже - чёрными чернилами “ф. в. № 92” (этот номер повторяется на всех порядковых номерах листов), синим карандашом “№ 17”. Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись из двойных несшитых листов, частично распадается на отдельные листы. 10 нотных строк.

5 л. 27 x 37,5.

21.№ 1757.      

Глинка М.И. Souvenir d‘une nuit d‘ete a Madrid. /Воспоминания о летней ночи в Мадриде/. Переложение для фортепиано в 4 руки М. Мусоргского. A -dur/ Alltgro moderato / M / M / =72.

На титульном листе под заголовком надписи: “Фантазия на испанские темы для оркестра. Муз М. И. Глинки. Четырёхручное переложение. 1858 года ноября 11-го дня”. (Слова “для оркестра” записаны на месте тщательно стёртого текста). В конце переложения надпись “(Начал перекладывать) 28 октября. Кончил 11-го ноября 1858 года. (Канун представления Руслана и Людмилы в 1858 году 12 ноября).

В тексте пометы карандашом тёмно-красного цвета рукой Балакирева. (?).

На титульном листе архивные надписи: простым карандашом “100”, ниже – чёрными чернилами “ф. в. № 93” и синим карандашом “№ 18”. Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных несшитыхых листов. 10 нотных строк.

8 л. (16 с.) 26,7 x 37,3.

22.№ 1759.    

Бетховен Л. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Ор. 130. В шести частях. B - dur . Переложение для двух фортепиано в четыре руки М. Мусоргского. В рукописи отсутствует Andante , выписано начало финала (51 такт).

Авторские надписи: на титульном листе – заголовок. В конце I части (л. 11): «Село Волок 27 марта.1862. Модест Мусоргский». В конце II части (л. 15) « Село Волок 28 марта 1862. Модест Мусоргский». В конце IV части (л. 19 об): «25-е апреля 1862 года. Село Волок. Модест Мусоргский». В конце V части (л. 21 об) : « 27-го апреля 1862 года. С. Волок. Модест Мусоргский»

В тексте многочисленные зачёркивания, исправления.

На титульном листе архивные надписи: карандашом «102», чёрными чернилами «Ф. в. № 40. I и II”, синим карандашом “№ 19”. Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных несшитых листов. Титульный лист надорван. 18 нотных строк.

28 л. (46 с.). Бумага разного формата: 25,5 x 37,5; 26,5 x 37,5. № 1759.

23.№ 1760.    

[То же]. В рукописи отсутствует Andante (третья часть) и Финал.

Авторские надписи в конце частей совпадают с автографом № 1759. На титульном листе архивные надписи: чёрными чернилами «ф. в. № 40. I и II, синим карандашом “№19 а”. Штамп библиотеки Петроградской консерватории.

Рукопись состоит из двойных несшитых листов. 12 нотных строк.

20 л. (37 с.). 26 x 38.

АЛЬБОМНЫЙ АВТОГРАФ

24. № 6119.

«Песнь Саула перед боем». («О, вожди, если выйдет на долю мою»). Для голоса с фортепиано. Еs - moll . Не слишком быстро. Но с увлечением. 4/4. Слова Дж. Байрона, перевод П. А. Козлова.

Фрагмент песни. Две нотных строки, 25 тактов.

Надписи рукой Мусоргского: «Еврейская мелодия. Песнь Саула перед боем». В начале нотного текста: «Трубы». Под нотным текстом: «Петербург. 4 нояб. 1863. Модест Мусоргский».

В альбоме Г. А. Демидова.

ПИСЬМА     

25. №980.

Записка Захарьиной А. П. 1 апреля [конец 1850-х – начало 60-х гг.]. На л. 1 об. – адрес. Коричневые чернила.

Надписи карандашом рукой неустановленного лица: «Мусоргский», на л 1об. «ЛГК».

1л. 13 x 21.

Изд.: М. П. Мусоргский. Письма. М., 1984. С. 25.

26.       №981.

Письмо Кюи М. Р. 1 июля [1871] г. Коричневые чернила. На л 1 в верхнем левом углу монограмма из двух перекрещенных букв «М» красного цвета.

2 (1) л. 18 x 11.

Изд.: Там же. С. 116.

27.       № 982.

.Письмо Римскому-Корсакову Н. А. [ноябрь 1880 г.]

 Синие чернила. Сверху надпись рукой неустановленного лица чёрными чернилами « Дек. 1880».

2 (1) л. Часть л.2 оторвана. 13,5 x 11. ОР СПБ ГК № 982.

Изд.: Там же. С. 281.

НАДПИСИ НА НОТНЫХ ИЗДАНИЯХ.

28.       №7223.

Надпись неустановленному лицу.

На нотах: Мусоргский М. «Козёл». Светская сказочка. («Шла девица прогуляться»). Слова и музыка М. Мусоргского. Ц./р.: С.П.Б. 12 декабря 1868 г. С.- Петербург. А. Иогансен. Чёрные чернила. Часть обложки повреждена.

«А это я сделал ночью и […] тайная девичьим [...] [ мыслям ] . Мусор[гский] в 67 году».

29.       Без шифра. (нотный отдел библиотеки консерватории).

Дарственная надпись Императорской Публичной библиотеке. Простой карандаш.

На нотах: «Раёк» Слова и музыка М. Мусоргского. Собственность автора. Ц./р.: 28 ноября 1870. С.-Петербург. Литография Б. У Харламова моста, дом № 27.

«В Императорскую Публичную Библиотеку. М. Мусорский. 21 ноября 71 г.».

Простой карандаш.

На нотах: «Раек». Для голоса с фортепиано. Слова и музыка М. Мусоргского. СПб., ценз. 28 ноября 1870 года. На титульном листе в верхнем правом углу.

 

Приложение

М.П.Мусоргский. Песнь Саула перед боем.

- На главную
- История
- Структура
- Выставки
- Новости
- Контакты