Т. 3. СКВИРСКАЯ
Автографы П. И. Чайковского в Отделе рукописей Петербургской консерватории
|
||
Рукописи Петра Ильича Чайковского в Петербурге хранятся в нескольких государственных учреждениях, в том числе в ЦМБ (где хранится авторская партитура самого, быть может, «петербургского» произведения Чайковского - «Пиковой дамы»). РНБ, РИИИ, ИРЛИ, ЦГИА Петербурга, РГИА, СПбФА РАН. Однако самое первое учреждение, в которое попали на хранение автографы Чайковского, - это Петербургская консерватория, где с 1865 г. хранится рукопись кантаты «К радости», написанной двадцатипятилетним Чайковским к окончанию Консерватории. Последние сто лет эта рукопись находится в здании на Театральной площади; как известно, Петербургская консерватория с момента основания сменила несколько адресов, и всякий раз вместе с Консерваторией переезжала и рукопись первого и самого знаменитого ее выпускника. В настоящее время автографы Чайковского в Отделе рукописей библиотеки Петербургской консерватории составляют 14 единиц хранения1. Это восемь музыкальных рукописей (в том числе четыре автографа и четыре авторизованные копии), одна литературная рукопись (стихотворение), один альбомный нотный автограф на память и четыре дарственные надписи на нотных изданиях. Приведем краткое описание названных автографов. Музыкальные рукописи. 1. Музыка к гимну «К радости» Шиллера. Для солистов, хора и оркестра. Партитура. [1865 г., Петербург.] Автограф. На лл. 34, 37 об., 49 об,, 50, 53 об., 54 об., 57 карандашные пометы рукой неустановленного лица. Авторская пагинация карандашом. На л. 62 зачеркнутый вариант окончания. Лл. 27-30 об. написаны рукой А. А. Егорова синими и красными чернилами, вложены вместо недостающих страниц 51-54 авторской пагинации. На внутренней стороне обложки две наклейки библиотеки ИРМО: с инвентарным номером и с указанием места хранения в библиотеке. На л. 1 - печать РМО. Чернила, карандаш. В переплете. 62 л. 36х26,5. - ОР СПбГК, № 1745. Изд.: ПСС. М.,1960.Т. 27. При жизни Чайковского кантата «К радости» не издавалась и, кроме выпускного экзамена, не исполнялась. В 1890 г. Чайковский писал Юргенсону в ответ на предложение об издании этого произведения: «Рукопись кантаты в консерватории в Петербурге. Печатать ее я не желаю, ибо это юношеское произведение без будущности»2 Любопытно, что в 1936 г. в газете «Известия» появилось следующее сообщение: «Ода «К радости», неизвестная кантата Чайковского, написанная для оркестра, хора и солистов, найдена в Ленинградской консерватории при разборе нотных архивов»3. В период 1936-1938 гг. А. А. Егоров4 восстановил утраченный фрагмент партитуры по сохранившимся в библиотеке голосам5. 2-4. «Кузнец Вакула». Опера в 3-х действиях. [Ор. 14. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1874.] Действия I, II, III (3 тома). 2-4. «Кузнец Вакула». Опера в 3-х действиях. [Ор. 14. Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1874.] Действия I, II, III (3 тома). Переложение для пения с фортепиано. Авторизованная копия. На титульном листе каждого тома рукой Чайковского перед заглавием вместо имени композитора девиз: «Ars longa, vita brevis». Пометы, приписки Чайковского. В конце оперы рукой Чайковского: «Ars longa, vita brevis1» Имеются указания на инструментовку. На титульных листах каждого тома печать РМО. Черная тушь. Сшитые листы. 71, НО, 114л. 37,5х26. - ОР СПбГК, № 6312-6314. Авторизованная копия клавира «Кузнеца Вакулы», с девизом вместо имени автора, предназначалась для представления на объявленный дирекцией РМО конкурс на лучшую оперу на данное либретто Я, П. Полонского6. Во всех трех томах имеются разночтения с изданием (ПСС. М., 1956. Т. 35), касающиеся исполнительских указаний, ремарок перед началом картин и номеров; в обзоре сохранившихся источников (в редакторском предисловии к изданию) данный экземпляр авторизованной копии не упоминается. 5. Хор для юбилея О. А. Петрова. Слова Н, А. Некрасова. Для тенора или сопрано соло, хора и оркестра. Партитура. 1875 г., Москва. Автограф. На л. 1 зачеркнутая сноска к слову «Музыка [П. Чайковского]»: «весьма неважная». На л. 1 об. примечание: «Вместо тенора соло может быть сопрано». На л. 5 (в конце рукописи): «17 декабря 1875 г. Москва. П. Чайковский». На л. 1 рукой неустановленного лица дата «1875» и номер «1532». На внутренней стороне обложки две наклейки библиотеки ИРМО: с инвентарным номером и с указанием места хранения в библиотеке. В переплете. 5 л. 25,5х37. - ОР СПбГК, № 1857. Изд.: ПСС. М., 1960. Т. 29. 6. «Черевички». Опера [в 4-х действиях (2-я редакция оперы «Кузнец Вакула»). Либретто Я. П. Полонского по повести Н. В Гоголя «Ночь перед Рождеством». 1885. Действие III]. Картина III. № 19. Партитура для сценического духового оркестра. Автограф. На л. 1 после обозначения номера: «Banda». Пометки простым и красным карандашом. Авторская пагинация. Черная тушь, простой и красный карандаш. 7 л. 38,5х26. - ОР СПбГК, № 1659. 7. [То же.] № 23. Партитура для сценического духового оркестра. Автограф. Пометки простым и красным карандашом. Черная тушь, простой и красный карандаш. 2 л. 38.5х26. - ОР СПбГК, № 1658. В ПСС (т. 7-Б) партия сценического оркестра издана в виде двухстрочного переложения, а не в виде полной партитуры; в обзоре источников автографы № 6-7 не упоминаются. 8. [«Иоланта». Опера в 1 действии. Ор. 69. Либретто П. И. Чайковского по драме Г. Герца «Дочь короля Рене». № 6-а.] Романс [Водемона] (вставной) из оперы «Иоланта» (Исполняется тотчас после № 6). Для г-на Н. Н. Фигнера. Переложение для пения с фортепиано. [1892 г.] Авторизованная копия. Карандашные пометы рукой Чайковского и неустановленного лица. На л. 8 об. рукой Чайковского вариант окончания вместо зачеркнутого (4 такта). Чернила, карандаш. Сшитые листы. 8 л. 26,3х19. - ОР СПбГК, № 6203. Вставной романс был написан после окончания работы над оперой по просьбе первого исполнителя партии Водемона – Н. Н. Фигнера. В рукописи имеются разночтения с изданием (ПСС. М., 1953. Т. 42), касающиеся текста и исполнительских указаний: в обзоре источников рукопись не упоминается. Литературная рукопись 9. «Бесталанному стихоплету». Стихотворение. 10 апреля [1882 или 1892 г.], Москва. Гектографическая копия автографа, с поправкой рукой Чайковского: вписано слово «пустое» на месте бледного оттиска. На бланке помощника юрисконсульта Министерства государственных имуществ, с маркировкой «Москва, 188.. года». В правой части листа рукой неустановленного лица: «П. Чайковский». Внизу листа запись: «Прошу музей Ленинградской консерватории принять от меня этот листок с четверостишием Петра Ильича Чайковского, полученный мной от В. Е. Масловой. А. Шишмарева. 15/ХI, 1952 г.» Фиолетовые чернила. 1 л. 35,8х22. - ОР СПбГК, № 5959. Изд.: ПСС: Литературные произведения и переписка. М., 1979. Т. 16-Б, с. 74. (Опубликовано в качестве письма к С. И. Танееву, по экземпляру гектографа, хранящемуся в РГАЛИ.) Альбомный автограф на память 10. [Фрагмент Второго струнного квартета F- dur op. 22. Начало II части. Скерцо. Des-dur.] 6 тактов, двухстрочное изложение. Автограф. Запись над нотным текстом: «(Из 2-го квартета)»; под нотным текстом: «П. Чайковский 11-го Декабря 1884 г. С.Петербург». Голубая бумага. В Альбоме Г. А. Демидова, л. 23. 26,3х39.3. - ОР СПбГК, № 6119. Нотный текст совпадает с изданным текстом квартета (ПСС. М., 1955. Т, 31), за исключением расстановки тактовых черт: в альбомном автографе смещены метрические акценты (первая доля попадает в затакт): 9 тактам издания соответствуют 6 тактов альбомного автографа. Известно, что 11 декабря 1884 г. Чайковский присутствовал в Александрийском театре на премьере пьесы М. И. Чайковского «Лизавета Николаевна»; вероятно, до театра он побывал в Консерватории (находившейся тогда рядом с театром, на Театральной улице), где сделал запись в Альбом Демидова7. Дарственные надписи 11. Глазунову А. К. 8 марта 1886 г., [Москва]. «Александру Константиновичу Глазунову П. Чайковский 8 марта 1886.» - На нотах: «Манфред». Симфония в 4-х частях по драматической поэме Байрона. Партитура. М.: Юргенсон, [1886]. - ОР СПбГК, № 1872930H. 12. Глазунову А. К. 4 января 1890 г., [Петербург]. «Милому другу Александру Константиновичу Глазунову П. Чайковский. 4 Янв. 90». - На нотах: «Спящая красавица». Балет в 3-х актах. Переложение для ф-п. М.: Юргенсон, [1889]. - ОР СПбГК, № 1316410H. 13. Морозову А. Я.8 20 марта 1884 г., Москва. «Александру Яковлевичу Морозову от автора. Москва 20 Марта 1884». Часть текста срезана при переплете. - На нотах: «Мазепа». Опера в 3-х действиях. Переложение для пения с ф-п. М.: Юргенсон, [1883]. -ОРСПбГК, № 541760H. 14. Морозову А. Я. 2 октября 1887 г., [Петербург]. «Многоуважаемому и добрейшему Александру Яковлевичу Морозову П. Чайковский 2 Окт. 1887». Часть текста срезана при переплете. - На нотах: «Чародейка». Опера в 4-х действиях. Переложение для пения с ф-п. М.: Юргенсон, [1887]. - ОР СПбГК, № 541770H. Кроме рассмотренных выше автографов и авторизованных копий сочинений Чайковского, в ОР хранится рукописная копия хора Чайковского «А. Г. Рубинштейну в день 50-летнего юбилея»9 (изданного под названием «Привет А. Г. Рубинштейну»), с дарственной надписью В. М. Самусю от Авг. Герке. Копия сделана в короткий промежуток между временем сочинения хора (20-30 сентября 1889 г.) и датой дарственной надписи - 4 октября 1889 г. В пометке Герке на л. 5 об. упоминается неизвестное письмо к нему Чайковского от 2 октября 1889 г. Из других рукописных материалов ОР СПбГК, имеющих отношение к Чайковскому, назовем 2 письма к нему М. А. Балакирева - от 18 марта 1869 г. и от 16 марта 1870 г.10, а также партитуру увертюры Г. А. Лароша к неоконченной опере «Кармозина»11. Последняя рукопись, которая, очевидно, не попала в поле зрения исследователей жизни и творчества Чайковского, позволяет прояснить одно недоразумение в творческой биографииЧайковского. В литературе советского периода неоднократно указывалось, что увертюра Лароша «Кармозина» D- dur была инструментована Чайковским в 1888 г. и исполнена под его управлением 5 ноября 1888 г. и 16 октября 1893 г. (в последнем концерте Чайковского, в котором впервые исполнялась Шестая симфония)12. Изданная в ПСС Чайковского увертюра Лароша в инструментовке Чайковского (ПСС. М., 1970. Т. 59), однако, не носит названия «Кармозина», но в редакторском предисловии указывается, что увертюра исполнялась в концерте 16 октября 1893 г. Между тем, речь идет о двух разных увертюрах Лароша. Увертюра-фантазия D-dur, изданная в ПСС на основе автографа Чайковского (хранящегося в ГДМЧ), не имеющая ничего общего с текстом рассматриваемой рукописи Лароша, действительно была инструментована Чайковским (в шутку прозвавшим увертюру, по свидетельству М. И. Чайковского, «Кавардаком») и им же впервые исполнена в 1888 г. Увертюра же «Кармозина» e- moll была инструментована самим Ларошем и исполнялась в 1870 г. в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна и в 1873 г. в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника14. Именно она, а не увертюра-фантазия D-dur, прозвучала в последнем концерте Чайковского15; хранящаяся в ОР СПбГК партитура, очевидно, и лежала на пюпитре перед Чайковским 16 октября 1893 г.16. В заключение обзора упомянем хранящуюся в фонде редких изданий книгу К. К. Альбрехта «Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве» (1876) 17, в приложении к которой не так давно был обнаружен (доцентом СПбГК К. Н. Никитиным) записанный цифирной нотацией хор Чайковского «Весна», до последнего времени считавшийся неизданным и утерянным18, а также хор «Вечер» («Солнце в розовых лучах»), первым известным изданием которого до сих пор числилось издание 1881 г. Однако, как удалось уточнить, найденная Никитиным публикация не была самой ранней: в фондах РНБ выявлен экземпляр первого издания указанного труда Альбрехта (1872 г., цензурное разрешение от 3 июля 1871 г.), где в приложении имеются оба названных хора Чайковского19. Обнаружение неизвестных ранее материалов, связанных с жизнью и творчеством Чайковского, - как рукописных, так и печатных, - еще раз свидетельствует о том, что обширные фонды отечественных архивов и библиотек в значительной части не вошли в научный оборот музыкознания, и позволяет надеяться, что углубленные поиски могут принести новые находки.
1 Отметим, что А. С. Ляпуновой, описывавшей нотные рукописи Ленинградской консерватории в 1930-е гг., к автографам Чайковского были предположительно отнесены также партии переложения для духового оркестра хора Ф. Листа «Slavs Cirilu i Metodu» (ОР СПбГК, № 2230); данная атрибуция вызывает сомнение. 2 Чайковский П. И. ПСС: Литературные произведения и переписка. М.. 1977. Т. 15-Б.с. 197. 3 Дневник искусств// Газ. «Известия», 15 мая 1936 г., с. 4. 4 Егоров Александр Александрович (1887-1959) - хоровой дирижер, в I920 -1959 гг. преподавал в Ленинградской консерватории. 5 Рукописные голоса кантаты, с печатью РМО хранятся в настоящее время в фонде оркестровых голосов нотного отдела библиотеки СПбГК. 6 Как известно, победил в этом конкурсе Чайковский. 7 Демидов Григорий Александрович (1838-1871) - композитор, инспектор Петербургской консерватории в 1865-1871 гг., коллекционер (из его коллекции происходят многие автографы зарубежных композиторов в ОР СПбГК). Собирание автографов в Альбом Демидова, хранившийся в консерватории, было продолжено после его смерти. 8 Морозов Александр Яковлевич (1837-1915) - певец, в 1866-1915 гг. режиссер оперной труппы петербургских театров. В ОР СПбГК хранятся также оперные клавиры с дарственными надписями ему от А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова. 9 ОРСПбГК, № 2123.6л. 37х25,5. 10 ОРСПбГК, № 357 и 358; оба письма не были отправлены. Письма опубликованы в кн.: Переписка М. А. Балакирева с П.И. Чайковским/ С предисл. и примеч. С. М. Ляпунова. СПб. [1912], с. 26-30 и 56. 11 ОРСПбГК, № 20.AвтoгpaфГ.A.Лapoшa(?).62л.36,5x24. Имеется наклейка библиотеки ИРМО. В нотном отделе библиотеки СПбГК сохранились также рукописные оркестровые голоса увертюры «Кармоаина», с печатью РМО. 12 См., в частности: Музыкальное наследие Чайковского: Из истории его произведений. М., 1959, с. 497-498; Чайковский П. И. ПСС: Литературные произведения и переписка М., 1981. Т. 17, с. 279. 13 Чайковский М. И. Жизнь П. И. Чайковского. М.; Лейпциг, 1902, т. 3, с. 281-282; Ларош Г. А. Собрание музыкально-критических статей / Совет ст. М И. Чайковского. М, 1913,Т. 1, с XV. 14 Б[ессель В. В.] Хроника// Музыкальный листок 1872/1873. № 18, с 201; Гозенпуд А. А. Г. А. Ларош// Ларош Г. А. Избр. статьи. Л , 1974, вып 1, с. 7 (А. А. Гозенпуд, приводя данные об исполнении увертюры «Кармозина» Рубинштейном и Направником, тем не менее указывает, что в 1888 г. увертюру инструментовал Чайковский). 15 Об этом свидетельствует, в частности, печатная программа концерта, в которой значится увертюра к опере «Кармозина» Лароша и указаны солирующие пианисты - Ф. М. Блуменфельд и Н С Лавров. В партитуре «Кармозины» (в отличие от партитуры Увертюры-фантазии) предусмотрены 2 фортепиано. См 1акже письма Чайковского: Чайковский П. И. ПСС: Литературные произведения и переписка Т. 17, с. 185, 186, 189. 16 По свидетельству А. К. Глазунова, Чайковский был не вполне доволен инструментовкой «Кармозины»: «Когда мы с Петром Ильичом возвращались на извозчике после последнего его концерта…, то он сам высказывал [мнение], что фортепиано неуместно в «Кармозине» и его следует заменить арфой» (Глазунов А. К. Письмо М. И. Чайковскому от 1 ноября 1904 г.// Глазунов А. К. Письма. Статьи. Воспоминания. Избранное. М., 1958,с. 264). 17 Альбрехт К. К. Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве, преимущественно для народных школ. Вып. II. Изд. 2-е, М., 1876 18 Никитин К. Н. Об одном хоре П. И. Чайковского, считавшемся утерянным// П. И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 1. // Сост. П. Е. Вайдман, Г. И. Белонович. М., 1995, с 136-141. В приложении к статье К. Н Никитина опубликован новонайденный хор «Весна» - фотокопия с хранящегося в ОР СПбГК издания 1876 Г. и сделанный Никитиным переводе цифирной нотации на пятилинейную, 19 Альбрехт К. К. Руководство... Вып. II. М., 1872, с. 29-30 («Солнце в розовых лучах») и 32 («Весна»), Отметим, что в обоих хорах в издании 1872 г. есть разночтения с изданием 1876 г., касающиеся динамических оттенков. |